Вчера в Москве на 73-м году жизни скончался известный композитор, Народный артист России Павел Слободкин. Его имя у многих ассоциируется с ансамблем «Веселые ребята», с которым в свое время тесно были связаны такие звезды советской и российской эстрады, как Александр Буйнов, Вячеслав Малежик, Алексей Глызин и Алла Пугачева.
Так случилось, что Павел Слободкин стал первым в СССР продюсером, когда, пожалуй, мало кто знал, что означает это слово. И история его творческой жизни не менее интересна, чем у звезд, зажженных Мастером.
У Слободкина все удивительно, даже дата рождения. Лидер популярного в СССР ансамбля «Веселые ребята» родился, пожалуй, в самый памятный день для многих поколений наших соотечественников - 9 мая 1945 года. Он появился на свет в музыкальной семье, его отец, Яков Павлович Слободкин, был всемирно известным виолончелистом, поэтому в их квартире частенько бывал артистический бомонд. Еще в детстве Павлу посчастливилось общаться с Ольгой Книппер-Чеховой, Давидом Ойстрахом и Святославом Рихтером. Позднее он вспоминал о своих беседах с «часто заглядывавшим на огонек дядей Сережей Прокофьевым».
Неудивительно, что в такой обстановке Павел стал учиться музыке с трех лет. Первая громкая слава к нему пришла к 11 годам вместе со званием победителя Всесоюзного конкурса юных музыкантов. Дополнительной наградой за это стало неожиданное приглашение выступать в составе симфонического оркестра Московской филармонии. С начала 60-х годов Павел Слободкин - дирижер и художественный руководитель знаменитого оркестра во главе с Марком Бернесом. Невероятно, но тогда Павлу еще не было и двадцати лет.
Первый в Советском Союзе вокально-инструментальный ансамбль (ВИА) «Веселые ребята» Слободкину удалось создать в 1966 году. Их первая пластинка с песнями Beatles в собственном переводе и композициями ливерпульцев на английском языке раскупалась миллионами экземпляров. Слободкин говорил в то время, что коллеги-музыканты, просто копировавшие западных звезд, проваливались, а его ансамбль создавал уникальный продукт на русском языке, что было «востребовано и любимо по всему Союзу».
Своим взлетом обязана Слободкину и юная Алла Пугачева, выступавшая в «Веселых ребятах». Не все знают, что ее песня «Арлекино», вдруг моментально выстрелившая и сразу сделавшая знаменитой на весь мир рыжеволосую представительницу СССР на болгарском «Золотом Орфее», прозвучала в аранжировке Павла Слободкина. Позднее он рассказывал, что песня эта рождалась тяжело. Первичный продукт был совсем плохим. Пришлось дописывать припев, переставлять абзацы текста, придумывать марш в начале. Все было сделано за ночь перед поездкой на фестиваль в Софию.
Люди старшего поколения помнят, что песни «Веселых ребят» знали и пели на каждом углу. Но видели «ребят» вживую лишь те, кому удавалось достать билеты на их концерты. На ТВ их допустили только в 1985 году, когда был показан фильм «Бродячие артисты», снятый в Болгарии режиссером… Павлом Слободкиным.
«Веселые ребята» постоянно обновлялись, давая путевку в жизнь все новым талантам. Слободкин неустанно повторял, что у него уж точно не «фабрика звезд», потому что каждый сделанный им артист - штучный товар.
Сам Слободкин получил звание Заслуженного артиста РСФСР в 1988 году, а в 1993 году он стал уже Народным артистом России.
В одном из красивейших зданий на Арбате расположен Московский театрально-концертный центр Павла Слободкина, имеющий зал с современными акустическими системами. Строительством центра руководил непосредственно сам Павел Яковлевич, добиваясь уникального музыкального звучания. И меломаны еще не раз придут в центр на концерты джазовой и классической музыки, вспоминая добрым словом его создателя.
«В последние годы Павел Яковлевич был в яростной борьбе с онкологическими проблемами, - сообщила давняя знакомая музыканта поэтесса Любовь Воропаева. - Он очень похудел. Видно, в какой-то момент болезнь решила коварно выстрелить». И еще она добавила, что совсем недавно музыкант попросил ее сочинить новый текст к одной старой песне для исполнения сегодняшним составом «Веселых ребят». Текст есть, а его уже нет.
Известный композитор, народный артист России Павел Слободкин скончался в Москве на 73-м году жизни во вторник, 8 августа. Его имя у многих людей ассоциируется с названием ВИА «Веселые ребята». И только потом понимаешь, что звезды российской эстрады Александр Буйнов, Вячеслав Малежик, Павел Глызин и даже примадонна Алла Пугачева тесно связаны с этой группой. Он был первым продюсером СССР, когда в стране даже не знали такого слова. История жизни Павла Яковлевича Слободкина не менее интересна, чем история звезд эстрады вместе взятых, которых он вырастил. «360» рассказывает о жизни народного артиста и музыканта.
День рождения будущего автора «Веселых ребят» пришелся на знаменитую и памятную дату - 9 мая 1945 года. Он появился на свет в музыкальной семье, его отец, Яков Павлович Слободкин, был всемирно известным виолончелистом, а в их доме постоянно бывали представители культурного бомонда.
Именно в общении с такими личностями, как Ольга Книппер-Чехова, Алексей Грибов, Давид Ойстрах, Святослав Рихтер и многие другие, и проходило детство Павла Яковлевича. В своих воспоминаниях он говорит о том, что часто к ним заходил «Дядя Сережа Прокофьев».
Музыкой он начал заниматься в три года. В 11 лет он стал победителем на Всесоюзном конкурсе юных музыкантов. Это позволило ему выступать вместе с симфоническим оркестром Московской филармонии. В начале 60-х годов он работал дирижером и художественным руководителем в оркестре Марка Бернеса. А ведь Слободкину тогда еще не было и двадцати лет.
В 1966 году он создал первое в СССР ВИА «Веселые ребята». Первая пластинка, где были несколько переведенных песен Beatles, а также несколько композиций ливерпульской четверки на английском языке разошлись многомиллионным тиражом. Сам Слободкин рассказывал, что те музыканты, кто просто копировал исполнение западных исполнителей, провалились, а его коллектив делал уникальный продукт на русском языке. Поэтому их знали и любили по всему Союзу.
Своему взлету обязана Слободкину и примадонна российской эстрады Алла Пугачева, которая некоторое время выступала в «Веселых ребятах». Песня «Арлекино», которая выстрелила и в один момент сделала звездой рыжую исполнительницу из СССР на фестивале «Золотой Орфей» в Болгарии, была обработана Павлом Слободкиным.
В своих интервью он рассказывал следующее:
Песня родилась довольно странно. Она была совсем плохая. Я и так с одной стороны, и с другой. Пришлось дописывать припев, потому что вот там, где Алла смеется - это и был припев. Пришлось переставить части, сделать, написать, придумать роковой марш вначале. И это было сделано за ночь. И на мой взгляд, главная удача в том, что она победила не просто, а со всесоюзным шлягером
Павел Слободкин.
Песни «Веселых ребят» знали все. Но видели только те, кто посещал их концерты. Доступ на телевидение открылся для ВИА только в новогоднюю ночь наступающего 1985 года. В эфире первой программы Всесоюзного ТВ пустили финал записи музыкального фильма «Бродячие артисты», который был снят в Болгарии. Режиссером выступил сам Слободкин.
Это как раз было телевизионное рождение ансамбля. Как раз вот в этот период времени широкая публика узнала не только все песни, которые она раньше любила, но и узнала, кто их поет
Павел Слободкин.
Коллективы «Веселых ребят» постоянно менялись, выпуская на свет все новых и новых артистов. Сам Слободкин не раз говорил, что у него точно не «фабрика звезд», потому что каждый его артист - это штучный товар.
В 1988 году Слободкина удостоили звания «Заслуженный артист РСФСР». В 1993 году он уже стал «Народным артистом России».
В красивом здании на Арбате располагается театрально-концертный Центр Павла Слободкина, внутри находится зал с уникальной акустикой. Руководитель Центра сам управлял стройкой и добивался уникального звучания. И по сегодняшний день меломаны Москвы собираются на концерты джазовой и классической музыки.
Последние годы жизни Павел Слободкин боролся с раком, цитирует «Газета.ru» поэтессу Любовь Воропаеву.
Те, кто его встречал, делились, что он очень похудел. Вероятно, в какой-то момент болезнь коварно «выстрелила»
Любовь Воропаева.
Она отметила, что он обратился к ней с просьбой сочинить новый текст для старой песни, которую бы исполнил новый состав «Веселых ребят». Однако за стихи поэтессу благодарили уже другие люди. Сил у Павла Слободкина становилось все меньше.
Павел Яковлевич оставил после себя не только плеяду звезд на небосклоне российской эстрады, но и небольшой зал на Арбате, где без всякого усиления слышна каждая звучащая нота.
На склоне лет Павел Слободкин обрёл счастье с бывшей женой Валерия Ободзинского
8 августа после тяжелой болезни в возрасте 72 лет ушел из жизни музыкальный продюсер Павел СЛОБОДКИН, создатель и бессменный руководитель легендарного вокально-инструментального ансамбля «Веселые ребята», в котором разные годы работали Алла ПУГАЧЕВА, Александр ГРАДСКИЙ, Александр БАРЫКИН, Вячеслав МАЛЕЖИК, Александр БУЙНОВ, Алексей ГЛЫЗИН, Виктор ЧАЙКА и многие другие звезды российской эстрады.
Смерть Павла Яковлевича стала для меня потрясением, - признался бывший концертный директор «Веселых ребят» Михаил Плоткин . – Я не знал о его проблемах со здоровьем. Он всегда казался мне очень крепким человеком. Я даже немного поплакал.
Взять меня директором в «Веселые ребята» ему посоветовала балерина Танечка Старостина , которая в то время была его женой. Она работала в танцевальном ансамбле «Сувенир» под руководством Тамары Головановой . А я после нескольких лет работы с певцом Эмилем Горовцом устроился туда заведующим художественно-постановочной частью. У меня уже был определенный опыт административной деятельности и связи в филармониях. И Танечка убедила Павла Яковлевича, что я именно тот человек, который ему нужен. Он даже договорился с руководством Москонцерта, чтобы при переходе в «Веселые ребята» мне оставили должность заведующего художественно-постановочной частью с хорошей по тем временам зарплатой 110 рублей и ежемесячной 40-процентной премией.
Павел СЛОБОДКИН
О работе с Павлом Яковлевичем у меня остались самые благодарные воспоминания. Он меня очень многому научил. Помню, мы приехали на гастроли в Чехословакию. У нас был запланирован концерт в зале «Люцерна» - одном из лучших в Праге. На репетиции Павел Яковлевич хотел проверить сценический свет. Но работники зала отказались его включать. Чувствовалось, что они не слишком рады музыкантам из Советского Союза. И их можно было понять. Это было вскоре после событий 1968 года, когда в Чехословакию ввели наши войска. «Убирайтесь вон, совеЦкие собаки!» - такие надписи тогда оставляли на нашем автобусе. Честно говоря, было немного страшновато.
Павел Яковлевич уже хотел обращаться за помощью в наше посольство. Но вдруг его осенило. Он посадил за рояль нашего потрясающего солиста Леню Бергера , которого называли советским Томом Джонсом , и попросил что-то спеть на английском языке. Работники концертного зала просто обалдели от его исполнения. «Пан продюсер, то не советский певец, - сказал мне на ломаном русском один из них. – То вы купили его для турне здесь». Это была победа – и творческая, и человеческая. Павлу Яковлевичу с помощью музыки удалось изменить отношение к нам и заставить уважать нашу страну.
А жены многих участников «Веселых ребят» должны сказать ему «спасибо» за то, что они остались со своими мужьями. Павел Яковлевич не допускал у себя в коллективе бардака. И когда кто-то пытался на гастролях таскать девок в номера, сам звонил в администрацию гостиницы и просил вывести посторонних.
Добрые отношения со Слободкиным сохранились у меня и после ухода из «Веселых ребят». Правда, с некоторых пор до него стало очень тяжело дозвониться. Я оставлял ему сообщения на автоответчик. Но он сразу не отвечал. Мог перезвонить через два-три месяца. Бывало, мы подолгу разговаривали. У него были определенные обиды.
Он очень много сделал для жанра ВИА. Да, ему давали звания и ордена. Но я понимал, что ему хотелось другого. Хотелось, чтобы его имя было уровня Пугачевой . Когда-то Павел Яковлевич сделал для нее потрясающую аранжировку песни «Арлекино». Эта песня очень много дала Алле Борисовне. И кто знает, если бы не было этой новой аранжировки Слободкина, стала бы Пугачева тем, кем она стала.
Паша Слободкин первый пригласил меня на работу в Москву, - поведала бывшая солистка «Веселых ребят» Светлана Резанова . – Он обратил на меня внимание, когда я пела в джаз-оркестре под руководством Анатолия Кролла . Долго уговаривал меня перейти к нему в коллектив. Даже специально приезжал из Москвы в Тулу, где базировался кролловский оркестр. Я ему сначала отказала. Меня тогда пригласили в ленинградский мюзик-холл. И это предложение показалось мне более заманчивым.
Паша меня терпеливо ждал. Я год отработала в Ленинграде. А потом поняла, что в мюзик-холле, где каждый день приходилось исполнять одну и ту же песню в окружении танцующих девочек, у меня нет никаких перспектив. И приняла приглашение Паши стать солисткой «Веселых ребят».
Чтобы работать в Москве, в то время требовалась московская прописка. Паша заставил меня развестись с мужем – барабанщиком Юрой Генбачёвым . И устроил мне фиктивный брак с музыкантом-москвичем. Я получила прописку в Курсовом переулке. А реально жила в квартире знаменитого футболиста Эдуарда Стрельцова , которую сдавала его тетя.
Однажды ко мне нагрянули милиционеры и забрали меня в отделение. «На каком основании вы здесь проживаете? – стали спрашивать меня. – Вы же прописаны по другому адресу». Послали кого-то в Курсовой переулок. Там сказали, что никогда меня не видели.
Оказалось, милицию ко мне привели поиски 16-летней девочки из Кургана, которая сбежала из дома с соседским ребенком. Эта девочка была моей поклонницей и накануне приходила ко мне. Я помогла милиционерам ее найти. Подарила им гибкие пластинки со своими песнями. И вопрос с моей пропиской замяли.
С приходом к Паше в «Веселые ребята» у меня начались беспрерывные гастроли. Я стала хорошо зарабатывать. Помню, наш директор Миша Плоткин однажды пришел и вытряхнул на стол из какого-то мешка целую кучу денег. «Это всем ребятам?» - спросила я. «Нет, это только тебе», - ответил он.
К сожалению, мои надежды, что работа у Паши сразу сделает меня звездой, не оправдались. И когда через два года мне предложили поехать в Болгарию на конкурс «Золотой Орфей», я решила уйти из «Веселых ребят».
Это Пугачевой Слободкин потом всячески помогал с карьерой. Но там была совсем другая ситуация. У них же начался роман. Началась какая-то любовь. В дальнейшем Алла по-другому стала к нему относиться. Но что любовь у них была – это я точно знала.
Паша и со мной хотел закрутить роман. Оказывал мне знаки внимания. Только у него ничего не получилось. Я любила своего мужа Юру Генбачёва. А у Паши тогда была очень ревнивая жена – танцовщица Татьяна. Она сразу почувствовала, что Паша пытался за мной ухаживать. И начала нападать на меня, говорить ему про меня гадости. Мол, я самая ужасная женщина, самая страшная, самая некрасивая и т.д.
После поездки на «Золотой Орфей», где мне дали 1-ю премию, я встретила Слободкина в Донецке на праздновании дня шахтера. С ним уже была Пугачева. Паша тогда старался покрутиться возле меня. Видимо, хотел, чтобы Алла ревновала.
А в последние годы мы со ним встречались в основном на похоронах наших коллег. Все разговоры он сводил к тому, какая замечательная его нынешняя жена. Имелась в виду Лолита Кравцова , которая в молодости была замужем за Валерием Ободзинским . «Светочка, ты не представляешь, как Лола меня любит! – хвастался мне Паша. – Она у меня юрист. И не только обо мне заботится, но и ведет все мои дела». А вот на здоровье он никогда не жаловался. Лишь когда его не стало, я узнала от коллег, что Паша два года страдал раком и даже ездил лечиться в Германию.
Валерий Колпаков
Уходит Эпоха...
Особенно это чувствуется, когда покидают это мир люди её олицетворявшие. Первый раз я это понял, когда погиб В.Мулявин.
И вот снова.
8 августа умер Павел Яковлевич Слободкин…
Павел Слободкин начал свой поход за музыкальной славой в начале 60-х. Это было время джаза.Джаз, возродившийся в СССР после фестиваля молодежи и студентов в
Москве в 1957 году приобрел широкую популярность в узких кругах интеллигенции больших городов. Джазовые составы стали заполнять танцплощадки, вытесняя оттуда
духовые оркестры.
К середине 60-х это движение стало превалировать в среде "передовой" молодежи. Государственная система не только не мешало этому, но всячески
его поддерживало, таким образом пытаясь доказать остальному миру "новое мышление" и открытость страны к восприятию западных ("общечеловеческих") ценностей.
Павел был, из интеллигентной музыкальной семьи и потому его увлечение джазом было неизбежным. В основной своей массе джазмены не признавали никакую другую
музыку для себя, считая всё остальное не достойным внимания. И надо сказать, что для этого у них были некоторые основания.
Однако Павел не принадлежал к «упертым» джазменам и уже на заре своей музыкальной карьеры был достаточно тщеславным человеком, чтобы не принимать такую
"зашоренность" своих коллег по цеху, в качестве смысла своей дальнейшей жизни.
В 1964 году он легко оставляет любительское джазменство и переходит на профессиональную эстраду пианистом в гастрольный коллектив певца Марка Бернеса-
суперпопулярного артиста того времени.
Новая работа дала ему не только значительное музыкальное развитие, но и бесценный опыт в постижении законов (вполне себе капиталистических) функционирования
советской эстрады. Там он приобрел и необходимые связи, без которых невозможно было пробиться к вершинам эстрадной славы СССР. Именно там он понял, как
существуют успешные гастрольные коллективы: от принципов их комплектования до множества вполне честных способов приобретения аппаратуры.
Один музыкант рассказывал мне, как побывал на репетиционной базе ансамбля "Веселые ребята в 80-х годах. Там был и огромный склад, забитый до потолка импортной
аппаратурой, которой с лихвой хватило бы на три ансамбля.
Приобретаемый опыт стал тем фундаментом, на котором в 1965 году в Москонцерте возник инструментальный ансамбль под управлением П.Слободкина. Надо сказать, что
судьба всех тогдашних подобных коллективов была трудной и незавидной.
Инструментальные ансамбли, существовавшие при концертных организациях, как правило, "сидели на графике". То есть, выезжали на гастроли с разными певцами в
соответствии с заранее утвержденным графиком. Подобные гастроли были выгодны только в том случае, если музыкантам приходилось аккомпанировать уже популярным и
любимым народом исполнителям. В этом случае и концертов было больше, и платили лучше, а гастрольные маршруты проходили по большим городам, где бытовые условия
так же соответствовали статусу "звездного" гастролера. Но певцов такого уровня в начале 60-х годов было очень мало. Этот был период, когда послевоенная
"плакатная" эстрада сходила вместе со своими кумирами, а новая эстрады с "человеческим лицом" еще только нарождалась. "Кассовых" артистов по всей стране было не
больше десятка, а в самом Москонцерте и того меньше. На всех желающих с ними работать их катастрофически не хватало. Основная масса вокалистов в Москонцерте были
малоизвестны и мало популярны со всеми вытекающими отсюда последствиями для их сопровождающих музыкантов: мало концертов, мало денег, гастроли по "глубинке" и
"туалет во дворе".
Из статусных солистов того времени Слободкин работал с Геленой Великановой и Марком Бернесом. И такая судьба, вероятно, его бы устраивала и дальше, но у первой
в результате неправильно лечения на гастролях пропал голос, а у второго была диагностирована онкология. Всё это привело к резкому снижению выгодных гастролей для
коллектива Слободкина. Он начал искать искал новые формы концертной работы.
Идея пришла из Ленинграда. 2 и 3 декабря 1967 впервые в Москве в концертном зале гостиницы "Советская" выступил вокально-инструментальный ансамбль "Поющие
гитары" , где сами музыканты не только играли на инструментах, но ещё и пели. Коллективу сопутствовал феноменальный успех, а так же положительная рецензия в
газете "Московский комсомолец", которая заканчивалась такими словами:
-"Поющие гитары" - профессиональный коллектив, его охотно "покупают" и выгодно "продают". Не нужно удивляться коммерческим терминам - в современном эстрадном
искусстве они играют далеко не последнюю роль. Слава богу, кто-то из руководителей эстрады догадался, что "овчинка выделки стоит", и ансамбль сразу получил все
права гражданства. Но еще бывает наоборот, и где-то ждут своего часа талантливые люди. Будем надеяться, что дождутся!"
Как в воду глядел автор. Талантливого человека, ждавшего своего часа в Москве, звали Павел Слободкин. И он сразу понял, что за этим жанром его личное будущее.
В результате мощной организационной работы в кулуарах Москонцерта, Павел Яковлевич получил всю необходимую поддержку и занялся формированием первого
подобного профессионального ансамбля в Москве.
Музыканты-инструменталисты у него были. А вот таких, чтобы еще и прилично пели, не находилось. Чтобы ускорить процесс он решил на первых порах пригласить уже
готовых вокалистов.
По стойкому советскому убеждению той поры самые "продвинутые музыканты" жили в Прибалтике, куда западные музыкальные идеи приходили первыми. Туда и обратил свои
взоры молодой Павел Слободкин. Из всех запрошенных им кандидатов, в марте 1968 года в новый ансамбль удалось привлечь только Юрия Петерсона . А из оркестра Э.
Рознера была приглашена уже известная певица Нина Бродская. Так сформировался вполне себе рабочий гастрольный коллектив, который стал называться "Веселые ребята".
Первые гастроли были в больших сборных программах, где участвовало много артистов и коллективов.
Однако наличие всего одного вокалиста не решало проблемы зависимости всего ансамбля от его состояния. Например, в случае болезни. Для подстраховки был привлечен
в состав Эдуард Назаров из вокального квартета "Гая". Он играл на бас-гитаре и пел, а так же пытался учить петь имевшихся музыкантов, но эксперимент этот в итоге
себя не оправдал. Через какое-то время Слободкин понял, что надо искать уже готовых музыкантов-вокалистов.
Фактически весь первый год существования коллектива Слободкин потратил на поиск певцов-солистов, а так же на бесплотные попытки создать из наличных сил
вокальную группу для подпевок, в которой даже сам пробовал свои силы.
Одной из важнейших дат в истории "Веселых ребят" следует считать март 1969 года. Это время, когда в ансамбле появился Леонид Бергер - давний сокурсник
Слободкина по музыкальному училищу.
Надо сказать, что в то время существовали два музыкальных мира: любительский и профессиональный. В первом были все музыканты, которые занимались музыкой, как
хобби, в свободное от основной работы (учебы) время, а во втором те, кто зарабатывал себе на жизнь именно музыкой. Оба этих мира существовали параллельно и на
разных музыкальных течениях. У любителей уже лет пять, как царствовали Битлз и Роллинг Стоунз, а у профессионалов об этом даже мало кто слышал. Проще говоря,
любительская тусовка уже вовсю была проникнута рок-космополитизмом, а профи -все еще были девственно советскими.
Осознав сложившуюся ситуацию, Павел Слободкин пошел "в народ". Только там в тот момент были готовые музыканты и певцы для его нового детища. Первым, кого он
вырвал из их рядов, как раз, и был Леонид Бергер-топовый вокалист группы "Орфей" . Главным аргументом Павла Слободкина в этих переговорах, перед которым не смог
устоять советский "Рей Чарльз" были будущие большие заработки. Преподаватель Бергер, работая в школе, получал 70 рублей. Слободкин смело пообещал ему в 10 раз
больше.
Группа "Орфей" лучше всех в Москве исполняла тогда Битлз. Бергер, придя в ансамбль Слободкина, и оценив бесперспективность имевшихся музыкантов, стал активно
советовать Павлу, кардинально изменить состав. Долго уговаривать того не пришлось. Следующим пополнением "Веселых ребят" стал Валентин Витебский -басист и
вокалист той же группы "Орфей".
С появлением последнего возникла первая нормальная вокальная группа: Петерсон, Бергер и Витебский. Это дало возможность Слободкину, проявив недюжинный талант и
энергию в конце 1969 года сделать на студии "Мелодии" записи песен для первой пластинки группы. Среди этих песен были и две композиции Битлз: одна в оригинале, а
вторая на русском языке. Пластинка вышла летом 1970 года и стала самой продаваемой за всю историю группы (около 15 миллионов копий).
С 1970 года Слободкин начал планомерное вытеснять из состава старых москонцертовских музыкантов, звавших его "Паша", и заменять их на молодых музыкантов
-любителей, с замиранием сердца произносящих- "Пал Яковлевич". Этот процесс в дальнейшем станет главным для зарождавшего жанра ВИА. И не будет преувеличением
сказать, что первое окно из любителей в профи "прорубил" именно Павел Слободкин.
Говоря о периоде зарождения "Веселых ребят", известных композитор Сергей Дьячков говорил о Павле Слободкине так:
-Хотя он человек сложный, но если бы не он, не было бы ничего.Он человек настроения, если он чего-то захочет, то может свернуть горы.
Сергей знал, что говорил. А сложный и обидчивый характер Слободкина, испытал на себе в полной мере. Новый репертуар ансамбля создавался из песен именно С.
Дьячкова. И они были первыми хитами ансамбля. Но когда, уже подготовленную и записанную "Веселыми ребятами" песню "Школьный бал" , Дьячков еще до её выхода
отдал Маликову и тот первым успел её издать на "Мелодии", застолбив за собой права на один из величайших хитов того времени, то не смотря на всю плодотворность и
перспективность сотрудничества, а так же личную дружбу Павел Слободкин вычеркнул Дьячкова из числа своих знакомых на долгие годы, а все песни этого автора
безжалостно изъял из репертуара своего коллектива.
1971 год можно считать тем рубежом, когда "Веселые ребята" стали на путь, который в итоге привел их к статусному определению "советские Битлз". Отправной точкой
для этого стало приглашение из ансамбля "Самоцветы" гитариста и певца Алексея Пузырева , учившегося на 4 курсе Московской консерватории. В неомузыкальном мире Москвы в тот момент это был самый «продвинутый» и профессионально подготовленный музыкант, досконально знавший творчество Битлз.
В 1972 году Алексей с отличием окончил консерваторию и должен был по распределению отработать 3 года, как преподаватель или дирижер, но именно Слободкин,
используя свои связи, добился невероятного: Пузырев был распределен на эстраду в Москонцерт. Ничего подобного никогда до этого за всю историю Московской
консерватории не было. И Алексей сторицей отблагодарил Слободкина за эти усилия. Именно он, став основным аранжировщиком "Веселых ребят", и сформировал в
последующие несколько лет тот неповторимый звук и стиль ансамбля, о котором его поклонники ностальгически вздыхают до сих пор.
Когда-то беседуя с Вадимом Голутвиным на эту тему, я услышал от него такую фразу:
-... культура унисонного пения Леннон - Маккартни была путеводной звездой для «ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ» с подачи Леши Пузырева, потому что он знает все их песни, наверное,
лучше, чем сами битлы.
Отдавая должное, всем привлеченным музыкантам, которые формировали образ нового коллектива, надо понимать, что решающее слово во всех без исключения аспектах этого формирования принадлежало только Павлу Яковлевичу Слободкину. Он принимал все решения, и он же отвечал за результат. Будучи сам блестяще образованным музыкантом, он всегда старался быть на гребне музыкальной моды и имел невероятное чутье на таланты.
1972-1974 годы наивысшей продуктивности "Веселых ребят". Суперруководитель и супермузыканты ожидаемо образовали суперколлектив. Именно в этот период (1973)
они записали свой первый гигант, который, по моему мнению, входит в десятку лучших дисков фирмы "Мелодия" за всю историю её существования. Это был счастливый
период фонтанирующего творчества, базировавшийся, в том числе, и на почти безграничных возможностях Павла Слободкина.
"Мы все на свете можем,
Когда нам 20 лет..."
Но все плохое когда-нибудь заканчивается. А уж хорошее и подавно. За любым взлетом неминуемо следует падение.
И оно наступило.
В коллективе, в котором собираются амбициозные молодые люди, познавшие вкус славы неизбежно возникают трения и конфликты.
Тяжелый гастрольный график с длительными отлучками из дома и неудовлетворенные амбиции приводили к тяжелым последствиям.
Один из музыкантов так высказался на тему отношений внутри группы:
-Отношения были тяжелые и сложные. Большое количество работы, вынужденное общение в замкнутом кругу. Большие энергетические затраты, пьянки после выступления,
потому что делать больше было нечего. Можно было только напиться. Доходило и до взаимных упреков, скандалов, истерик...
Сам Павел Слободкин по своему характеру тоже был человеком сложным, жестким, не склонным к компромиссам.
Валентин Витебский вспоминая то время говорил:
-...он всегда держал коллектив в напряжении. Довольно часто параллельно одним музыкантам присутствовали и другие. И кто сейчас работает, а кто будет работать
дальше, известно точно не было и это создавало напряжение в ансамбле. Если вдруг появлялся еще какой-то человек, то появлялся он с целью кого-то заменить. Это
нервировало людей, но это, конечно, работало и на звучание. Ему личности не важны были, ему нужна была музыка. Чего он и добивался. Человеческие качества тут не
имели значение. Важно было звучание. И он умел этого добиваться.
Это усугубляло обстановку в коллективе. Еще работая с Бернесом, Слободкин усвоил привычку Бернеса вызывать внутренний конфликт в коллективе перед выходом на
сцену, чтобы вызывать дополнительную энергетику у музыкантов. То же самое он культивировал и в "Веселых ребятах".
Это постоянное искусственное взвинчивание и самовозбуждение коллектива не проходило даром. Усталость и опустошение после концертов бывало таким, что вызывать новые эмоции каждый раз становилось всё
труднее. Внутреннее раздражение нарастало и концентрировалось на образе руководителя. В какой-то момент раздражение друг другом достигло предела. Группа
музыкантов решила, что они легко могут обойтись без своего руководителя и это позволит им еще больше реализовать свой творческий потенциал. Они думали, что для
достижения успеха достаточно производить качественный продукт, а всё остальное придет само собой.
Но они просто не знали жизни.
А Павел Слободкин знал.
Обе стороны не хотели примирения, и требовался только повод для открытой конфронтации.
В начале 1975 года в ансамбле появилась Алла Пугачева, тогда малоизвестная лирическая певица. Её появление и было использовано в марте 1975 года, как предлог,
"для бунта на корабле". Музыканты "Веселых ребят" обратились к руководству Москонцерта с жалобой на своего руководителя, обвиняя его в злоупотреблении властью и
грубом отношении к людям. Итогом этого обращения стало собрание в коллективе, где не искушённые в интригах музыканты не смогли доказать обоснованность своих
обвинений. В результате проигравшие (4 человека) вынуждены были покинуть ансамбль.
Павел Слободкин предпринял титанические усилия, чтобы не потерять группу и не сорвать гастрольный график, что автоматически привело бы к расформированию
коллектива. Были срочно начаты поиски новых музыкантов. Как фантастическую личную удачу Павла Слободкина можно расценивать выход летом 1975 года дебютного
диск-гигант группы "Любовь-огромная страна" , который был с восторгом принят публикой и имел хороший коммерческий результат.
Решить проблему тогда ему удалось, но это привело к катастрофическим последствиям и фактически разрушило "битловский" образ группы. Разговаривая о том времени с Вадимом Голутвиным, я спросил его:
-Поменялась ли музыкальная концепция «ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ» после ухода Пузырева?
Да, конечно. И она поменялась в сторону более легкой музыкальной фактуры. Как-то это само собой получилось. Потому что не было другого материала. Переплюнуть то, что сделал Пузырев на пластинке «Любовь-огромная страна» было уже невозможно. Это было понятно. Мы исполняли этот репертуар. Конкурировать и пытаться сделать еще круче, было невозможно. Мы просто инстинктивно пошли в другую сторону стали делать более лиричную камерную музыку…
Новые музыканты, пришедшие в группу, изменили её стиль. Все больше влияния на жизнь внутри коллектива стал оказывать Алла Пугачева.
В марте 1975 года, в самый разгар конфликта, Слобдкин узнал, что есть возможность послать на 11 Международный конкурс "Золотой Орфей" в Болгарию свою новую
солистку. До конкурса оставалось чуть больше двух месяцев, и как Павел успел за это время подготовить к нему свою солистку и при этом восстановить
работоспособный коллектив остается только гадать. Это, вряд ли, удалось бы, кому-то другому.
Но ему - удалось.
В мае ансамбль выехал на гастроли, а в начале июня Пугачева получила Гран-При на конкурсе в Болгарии.
Жизнь в коллективе налаживалась. Вторая половина 1975 года проходила под знаком возрастающей популярности А.Пугачевой и ансамбля "Веселые ребята".
Фирма грамзаписи "Мелодия", рассматривая свое предстоящее участие в Международной ярмарке грамзаписи "МИДЕМ -76", которая должно была состояться в январе 1976 года в
Каннах, предполагала показать там два лучших советских ВИА: "Песняры" и "Веселые ребята".
Однако 7 января 1976 года Слободкин попал в тяжелую аварию, и долгое время лежал в Московском НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского. Эта автокатастрофа поставила крест на участии в МИДЕМ-76 ансамбля "Веселые ребята". Без руководителя, коллектив не выпустили. Так возник вариант с участием только Пугачевой, что в этой ситуации было не худшим выходом.
Эта поездка еще больше поднимала статус Аллы внутри ансамбля. Романтические отношения с Павлом Слободкиным давали ей право диктовать в некоторых случаях свою
волю остальным. Это закладывало основание для нового конфликта. Ходили слухи, что она предлагала руководителю сильно сократить коллектив, оставив только тех, кто
нужен будет ей в качестве сопровождающего ансамбля. Однако, Слободкин, не смотря на радужные перспективы, не согласился на подобные реформы своего детища, хорошо
понимая, что в этом случае главные рычаги управления им будут потеряны. Только что на глазах страны произошел "развод" Э.Пьехи и её многолетнего аккомпанирующего
коллектива "Дружба", возглавляемого мужем певицы Александром Броневицким. Для Павла Яковлевича это был знак свыше.
Осенью 1976 года Алла Борисовна покинула коллектив к огромному облегчению всех оставшихся. После её ухода Слободкин вернул в ансамбль одного из зачинщиков
прошлогоднего бунта Алексея Пузырева. Все-таки Павел Яковлевич был хорошим психологом и понимал, что ради дела можно было на многое закрыть глаза.
Жизнь известных брендов состоит из двух частей: в начале ты работаешь на него, а потом- он на тебя. Конец 70-х, как раз, и олицетворял собой вторую часть.
Ничего заметного или революционного в жизни Павла Яковлевича и его группы не происходило. Светлым пятном того периода можно считать запись диска "Музыкальный
глобус" (1979), который по предложению "Мелодии" ансамбль записал, в качестве сувенира для гостей Московской Олимпиада 1980 года.
1980 год разделил советскую эстраду на «до и после». И до него уже было понятно, что жанр ВИА требовал реформ и осмысления дальнейшего пути. Но чтобы это
сделать, надо было остановиться и оглядеться. Однако все основатели жанра (куда по праву входил и Павел Слободкин), находясь внутри бесконечного гастрольного
графика своих концертных организаций, не имели такой возможности.
Развязка наступила в 1980. В канун летней Олимиады-80 был организован фестиваль популярной музыки "Весенние ритмы", который в течении 8 дней проходил в Тбилиси.
В нем наряду с профессиональными ансамблями участвовали и любительские коллективы, опирающиеся в основном на собственное творчество. Фестиваль превзошел все
ожидания, после него впервые в нашей официальной популярной музыке получил признание термин "рок-музыка". Здесь же в Тбилиси наметилась четкая граница между
представителями этого направления и классическими ВИА. Причем сразу бросалось в глаза, что творческий потенциал и перспективы роста у новичков значительно выше.
С этого события начался отчет другого времени на эстраде, где поменялись приоритеты. Главное всегдашнее преимущество профессиональных групп, в сравнении с
любительским авангардом, качество исполнения, перестало играть для зрителя определяющую роль. Главным стало -ЧТО ты играешь, а не КАК.Интерес зрителей к некогда
популярным коллективам падал с каждым годом. Это уже был закат жанра.
Павел Яковлевич искал способ, встроится в новую реальность. Старые кадры покидали группу, а приходившие им на замену новые музыканты, в отличии от прошлых времен,
не были носителями новых идей. А те, кто имел такие идеи, предпочитали их реализовывать самостоятельно. Так было, например, с Юрием Чернавским, который хоть и
числился в составе ансамбля, но никогда на сцену не выходил, а пользуясь техническими возможностями студии на базе "Веселых ребят" и их кадровым составом целыми
днями записывал свой собственный проект «Банановые острова». Слободкин из прагматических соображений не препятствовал этой ситуации, исходя из того, что если
проект получиться, то можно было бы признать его своим, а если нет, то возмущенно от него откреститься. Проект оказался удачным, но принес славу и известность
только тандему Чернавский-Матецкий.
В 1987 году Слободкин под сильным влиянием Владимира Матецкого сделал попутку увести ансамбль от его "классического" образа в область большего стилевого многообразия. По сути, это был уход в махровую эстраду, которая позже стала называться попсой. Однако, в тот момент это был, вероятно, правильный ход. Работа с Ротару и несколько по-настоящему хитовых песен типа "Автомобили" и, особенно, "Не волнуйтесь, тетя" хотя и сильно упростили музыкальный интеллект ансамбля, но и, очевидно, добавили популярности. Хотя и не надолго.
В 1988 году "Веселые ребята" из ансамбля переименовываются в Московский концертный коллектив, а П.Слободкин начинает строить на Старом Арбате Музыкальный Центр.
К 1989 году коллектив прекращает всяческую гастрольную деятельность и его покидают все старожилы. Пришедшие молодые музыканты не смогли вдохнуть жизнь в
угасающий ансамбль, а занятый строительством своего театрально-концертного центра П.Слободкин в конце концов полностью потерял к своему детищу всякий интерес.
В 1991 году выходит двойной альбом "25 лет.Лучшие песни.", который поставил, как тогда казалось, окончательную точку в судьбе легендарной группы, и она тихо без
лишней помпы прекратила свое существование.
Вместе со страной, обязательным атрибутом которой и являлась.
Шли годы…
Успешный переход из одного времени в другое, где были совсем другие возможности, как ни странно, практически совсем вывел Павла Яковлевича из орбиты жанра,
который когда-то принес ему славу и сделал его одним из символов той Эпохи.
В начале 2000-х году он возродил ансамбль "Веселые ребята", собрав туда новых музыкантов. Наличие концертного зала и великолепной студии давала тогда основание
надеяться на появление полноценного концертно-студийного коллектива с давними успешными традициями. Но…
Как концертныйколлектив новые "Веселые ребята" так и не состоялись. А их студийные попытки переписать хиты прошлого, не вызвала отклика в душах старых
поклонников ансамбля и не привлекла новых. Как сказал мне один из бывших музыкантов:
-С технической точки -все блестяще. Но живые люди так не играют. Души там нет.
С уходом Павла Слободкина, очевидно, закончится и история одного из самых успешных музыкальных коллективов Советского Союза - ВИА "Веселые ребята".
Так незаметно для многих в суете повседневной сегодняшней жизни стираются черты времени, в котором Личности были важней Наличности.
Уходит Эпоха...
savinskoe.ru - Юридическая помощь