Этапы формирования позитивного имиджа. Вербальный имидж Что формирует негативный вербальный имидж

Этапы формирования позитивного имиджа. Вербальный имидж Что формирует негативный вербальный имидж


Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Башкирский государственный педагогический
университет им. М. Акмуллы»

РЕФЕРАТ
по дисциплине «Менеджмент»
на тему:
«Вербальный имидж. Формирование вербального имиджа»

Подготовил: студентка группы 101
специальности
«Документоведение и ДОУ» (заочно)
Чернышова Марина
Проверил: преподаватель Пудовина А.И.

Уфа 2012
Содержание

Введение 3
Формирование вербального имиджа 4
Основные приемы для создания положительного
вербального имиджа
Заключение
Список литературы

Введение

«...мы должны следить за тем, чтоб всегда, постоянно говорить на сцене и в жизни правильно и красиво... Лишь при этом условии набьётся привычка, которая превратится во вторую натуру, и нам не придётся отвлекать внимание на дикцию в момент сценического выступления или любого другого ответственного разговора». (Станиславский «Работа актера над собой»)
Как утверждают специалисты, в настоящее время борьба на рынке в основном ведется не между фирмами, а между их имиджами. При общении с представителями фирмы, знакомстве с ее товарами, услугами в восприятии партнеров, хотим мы этого или не хотим, складывается определенный образ.
Вербальный имидж – это мнение о человеке, сформированное аудиторией имиджа на основе оценки его речи – как вербальных ее характеристик, так и паравербальных.
Вербальные характеристики речи – используемые слова, выражения, владение техникой вербального (убеждающего) воздействия.
Паравербальные характеристики речи – интонации, темп речи, громкость, наличие пауз.
Все эти элементы речи являют собой вербальную имиджформирующую информацию.
Данная работа предназначена для доступного понимания значимости правильного произношения, звучания и усвоения речи. Приведены примеры правильного и не правильного произношения некоторых слов и словосочетаний. Также приведены способы и метода приведения речи делового человека к приятному звучанию и правильному произношению.

Основные приемы для создания положительного вербального имиджа
Вербальный имидж формируется только через речь (устную или письменную). Если есть проблемы с речью (не все умеют достаточно четко и ясно излагать свои мысли в экспромт-речи), то здесь уместна поговорка «Слово – серебро, а молчание – золото». В ряде случаев молчание действительно имеет преимущество перед речью.
Вспомните четыре техники формирования вербального имиджа при выступлении (кстати, некоторые из этих техник применимы и в других ситуациях, когда вам нужно будет говорить… или разговаривать):

      позитивнее с людьми разговаривать, а не говорить;
      необходимо учитывать личные интересы собеседников;
      не забывать при разговоре с собеседником инициировать улыбку;
    смелее преодолевать некоторые социальные табу (не явно обоснованные или архаичные запреты на определенные темы).
Почему некоторые люди представляются «в ладошку», и как влияет на имидж фактор «четкость речи».
Если у вас есть отклонения в темпе речи их надо откорректировать.
Вспомните о роли интонирования и о психологической функции пауз в речи.
Звучание собственного имени является для человека сигналом, который отвечает требованиям формирования аттракции:
      не фиксироваться в сознании собеседника;
      вызывать чувство приятного (пусть и не всегда осознаваемого настолько, чтобы об этом думать).
Назвать человека по имени – проявить интерес к его личности, а не к социальной или иной функции данного человека. Вы произнесли вслух имя Вашего собеседника, следовательно, проявили внимание к его личности, следовательно, утвердили его (в глазах) как личность, следовательно, вызвали у него (помимо его воли) положительные эмоции, следовательно, сформировали у него невольную тягу к себе.
Кстати, прием «имя собственное» – замечательное средство диагностики, или Почему вы не называете коллегу по имени.
Если кто-то плохо запоминает имена людей вообще – дело не в склерозе, а психологической отчужденности этого человека от людей вообще; люди – как часть окружающего мира занимают в его жизни далеко не первое место.
Если участнику деловой коммуникации не удается так преподнести себя, чтобы сформировать у партнера положительный и престижный образ, рассчитывать на успех не приходится. Наш образ – это наш портрет, который мы показываем окружающим. Он должен работать на нас, а не против нас, должен правдиво отображать лучшие качества и при этом быть простым и искренним.
Составляющие имиджа делового человека – это впечатление, которое он производит (внешний вид, речь, манеры, окружающие его люди и вещи), и его деловые качества.
Преуспевающий деловой человек должен выглядеть как преуспевающий деловой человек. В бизнес-практике особое внимание уделяется такой личностной характеристике, как способность вызывать доверие. Обманчиво первое впечатление или нет, деловой человек должен сделать все, чтобы понравиться своему деловому партнеру с первого раза.
Вспомните фактор преимущества, фактор привлекательности, фактор отношения к нам.
Приемы установления контакта:
      улыбка, доброжелательный взгляд;
      приветствие, включающее рукопожатие и слова;
      обращение к партнеру по имени-отчеству, с этой целью – представление, знакомство, обмен визитными карточками;
      проявление дружеского расположения, использование для этого шутки, юмора, комплиментов, видимого участия;
      подчеркивание значимости партнера, фирмы, которую он представляет, проявление уважения к нему, демонстрируемое словами, мимикой, жестами, позой, организацией пространственной среды;
      открытое признание достоинств вашего партнера.
Уверенность в себе несомненно способствует успеху самопрезентации, ибо неуверенный в себе человек, все подвергает сомнению, прежде чем что-то сказать, сомневается в своих возможностях, долго думает. Для развития уверенности в себе делайте следующее:
      Перестаньте критиковать самого себя.
      Перестаньте жаловаться.
      Займитесь своей физической формой.
      Обретите независимость.
      Смотрите на мир позитивно.
Типичные признаки человека, который «закрыт» для других:
    он испытывает страх, нерешителен, ему недостает веры в свои силы;
    он пессимист, отличается недоверчивостью, рассчитывает только на плохое;
    он редко смеется и проявляет свою радость, редко говорит «спасибо»;
    он часто отказывается, чаще говорит «нет», чем «да»;
    о себе он говорит, что работа приводит его в стрессовое состояние, что у него практически нет свободного времени;
    он ругается, брюзжит, выказывает себя умником;
    он слишком много говорит о себе и слишком мало слушает;
    он часто действует суетливо, нервозно, с раздражением;
    он распространяет вокруг себя гнетущую, недружелюбную обстановку, он действует «против».
и т.д.................

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Частное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

"Южно-Уральский институт управления и экономики"

На тему: Вербальный имидж

По дисциплине: Культура речи и деловое общение

Выполнила студентка

Чолак Людмила Андреевна

г. Челябинск, 2015 г.

Содержание

  • Введение
  • 2.1 Общение и его функции
  • 3. Имидж делового человека
  • Заключение

Введение

Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности и неправильности поступков людей. И общаясь в деловом сотрудничестве со своими подчинёнными, начальником или коллегами, каждый так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы. Какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.

Под деловым общением понимается общение, обеспечивающее успех какого-то общего дела, создающее условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели. Деловое общение содействует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнёрства между коллегами по работе, руководителями и подчинёнными, партнёрами, соперниками и конкурентами. Оно предполагает такие способы достижения общих целей, которые не только не исключают, но, наоборот, предполагают также и достижение лично значимых целей, удовлетворение личных интересов. Причем речь идёт об интересах физических и юридических лиц.

Знания личности позволяют определить, насколько эффективными могут быть деловые отношения с конкретным человеком.

Но для обеспечения высокого уровня общения руководитель должен уметь пользоваться технологиями общения, основанными на психологических знаниях. Так, нужно обязательно учитывать, что в процессе общения между партнерами, коллегами может возникнуть напряженность и даже конфликтная ситуация, например, из-за неуважения к чувству собственного достоинства. Или, также, неумелое пользование словом может привести к значительным информационным потерям, а следовательно, к сбоям в выполнении служебных обязанностей.

Этика делового общения основывается на таких правилах и нормах поведения партнеров, которые, в конечном счете, способствуют развитию сотрудничества, т.е. укрепляют сущностную основу деловых отношений. Смысл этих правил и норм - укрепление взаимного доверия, постоянное информирование партнера о своих намерениях и действиях, исключение обмана и дезориентация партнера. Практика делового общения разработала немало кодексов чести предпринимателя, профессиональных кодексов банкиров и т.п.

1. Деловое общение: закономерности и тактика

…Умение общаться с людьми - такой же

покупаемый з а деньги товар, как кофе или

сахар . И я готов платить за это умение

больше, чем за какой-либо другой товар в

этом мире .

Дж . Рокфеллер

Менеджмент - это та сфера человеческой деятельности, где общение имеет определяющую роль. От того, насколько грамотно построено общение, зависит результативность переговоров, степень взаимопонимания с партнерами, сотрудниками, удовлетворенность работников своим трудом, морально-психологический климат в организации. Практически все проблемы бизнеса тем или иным образом связаны с общением - процессом передачи идей, мыслей, чувств, доведения их до понимания другими людьми. Менеджеры расходуют на различные виды общения в среднем 80% своего времени.

Понимание процессов передачи информации, закономерностей, существующих в этих процессах, выработка навыков эффективного взаимодействия с людьми необходимы менеджеру любого уровня. Сегодня опытный руководитель тратит большую часть времени не на решение финансовых, технических или организационных проблем, а на решение психологических задач, возникающих в процессе общения с подчиненными, коллегами и начальством. Знание и умение в области общения необходимы не только менеджерам, но и любому из нас, ибо через общение человек организует и оптимизирует свою производственную, научную, коммерческую, учебную и любую иную деятельность. Общение позволяет решать не только вопросы организации, но и проблемы ее сотрудников.

К закономерностям, которые определяют процессы межличностных взаимоотношений, можно отнести следующее:

1. Зависимость общения от восприятия партнера.

Под восприятием понимается образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.

Все люди разные, они отличаются друг от друга по своему социальному статусу, жизненному опыту, интеллекту и т.д. Ввиду этого при восприятии возникают ошибки неравенства, получившие название факторов превосходства, привлекательности и отношения к нам.

При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Причем превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Это схема восприятия начинает работать не при всяком, а только при действительно важном, значимом для нас неравенстве.

Действие фактора привлекательности при восприятии человека заключается в том, что под его влиянием какие-то качества человека переоцениваются или недооцениваются другими людьми. Ошибка здесь в том, что если человек внешне нам нравится, то мы одновременно склонны считать его более умным, интересным и т.д., т.е. переоценивать многие его личностные характеристики.

Если же человек непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются.

Фактор отношения к нам действует таким образом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, которые к нам относятся плохо. Так, например, чем ближе мнение человека к нашему собственному, тем выше оценка высказавшего это мнение человека.

Люди неадекватно "отображают" друг друга. На это есть серьезные причины:

человек слишком сложен. Ларошфуко принадлежат слова: "…Легче

познать людей вообще, чем одного человека";

человек осознанно или неосознанно защищается от попыток раскрыть его особенности и возможности;

человек нередко не может дать о себе информацию просто потому, что не знает себя.

2. Неадекватность самооценки. Она может быть сильно завышена или занижена, в зависимости от психологических особенностей личности.

3. Обусловленность процесса понимания друг друга процессом рефлексия.

Рефлексия - это осознание индивидом того, как он воспринимает партнером по общению. Это просто знание другого. Но знание того, как другой понимает меня, т.е. своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга.

4. Расщепление смысла передаваемой информации. Причинами этого выступают:

различное толкование информации, вызванное иносказательными возможностями языка;

различия в образовании, интеллектуальном развитии, потребностях общающихся.

5. Стремление человека сохранить свой личный статус, личную состоятельность, собственное достоинство.

6. Компенсация. Недостаток одних качеств сознательно или бессознательно компенсируется другими.

Все эти закономерности проявляются в деловом общении. Для того чтобы оно было конструктивным, необходимы:

ѕ Понимание целей, задач, надежд, психологического состояния партнера.

ѕ Способность к моделированию личностных особенностей партнера по общению.

ѕ Способность ставить себя на место партнера по общению.

ѕ Доверительность коммуникаций.

Под доверительностью понимается:

открытая демонстрация своих намерений;

проявление доброжелательности по отношению к партнеру;

деловая компетентность;

убедительные манеры;

устранение недопонимания.

Причинами недопонимания часто являются:

1) склонность не говорить того, что действительно думают и хотят;

2) стремление говорить то, что кажется целесообразным в данной ситуации, а

3) не то, что в действительности хотели бы сообщить;

4) неуемное желание говорить самим, неумение слушать других;

5) стремление слушать других не с целью услышать, а с целью оценить

6) говорящего.

Конструктивности делового общения часто мешают разнообразные коммуникативные барьеры. К ним относятся:

социальныебарьеры - политические, религиозные и т.д. Они порождают непонимание, подозрительность, ведут к блокированию межличностного общения;

этнокультурныебарьеры. Национально-культурные особенности сильно влияют на восприятие других народов. Свои традиции и привычки воспринимаются как норма, их отсутствие в других - как недостаток;

психологическиебарьеры - индивидуальные особенности личности (замкнутость, застенчивость, назойливость, вздорность и др.); психологические отношения общающихся (взаимная симпатия, неприязнь, несовместимость и др.); отсутствие необходимых навыков общения.

2. Социально-психологический анализ общения

2.1 Общение и его функции

Общение является одним из важнейших понятий в психологии. В ней более разнообразно раскрываются индивидуальные особенности всех участников этого процесса.

Общение имеет свои функции, средства, виды и типы, каналы и фазы.

Исследование психологов и социологов показывают, что до 70% управленческих решений принимаются руководителями в устной форме в процессе делового взаимодействия. Без преувеличения можно сказать, что характер деловых контактов оказывает решающее влияние на эффективность совместной деятельности, на успешность проведения бесед, деловых совещаний и переговоров, пресс-конференций, торгов и презентаций.

Даже в век ЭВМ главным инструментом общения людей является слово. Тот, кто в совершенстве овладел навыками в процессе общения, получает возможность жить по принципу "пришел, увидел, уговорил". Общение - это чрезвычайно тонкий и деликатный процесс. В нем говориться о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредованном.

Под непосредственном общении понимается естественный контакт "лицом к лицу" при помощи вербальных (речевых) и невербальных средств (жесты, мимика, пантомима, пространственные (расстояние, приближение, удаление, повороты "к" и "от"), временные (раньше, позже)). Следует подчеркнуть практическую важность умения "читать" невербальную информацию. Темпы речи, громкость, изменение высоты и темпа окраски голоса - все это средства передачи эмоционального состояния человека, его отношения к передаваемому сообщению.

Человек не может сознательно контролировать всю сферу своего общения, поэтому часто даже то, что он хочет скрыть, проявляется, например, через движения рук, положение ног, выражение глаз и т.д. Только учтя весь аккомпанемент, сопровождающий речь, можно правильно воспринять партнера по общению.

Опосредованное общение может рассматриваться как неполный психический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отделяющий во времени получение обратной связи между участниками общения. Очевидно, что появление различных технических коммуникативных устройств значительно увеличило число источников человеческого опыта, но и многократно усложнило систему человеческого общения.

Типы общения. Общение на уровне социальных ролей (ролевое общение) - начальник-подчиненный, продавец-покупатель, учитель-ученик, диктуется исполняемой ролью, фиксируется то место, которое занимает человек в системе общественных социальных отношений.

Под межличностным отношением подразумевается (наиболее встречающаяся модель общения) участие двух конкретных личностей, обладающих уникальными качествами, которые раскрываются другому по ходу общения и организации совместных действий.

Деловое общение можно легко выделить из функционально-ролевого. Деловое общение - это вид межличностного общения, направленного на достижение какой-то предметной договоренности. В деловом общении (в отличии, например, от светского) всегда есть цель.

Типы общения определяют по тем правилам, выполнение которых подразумевается. Так, если правила "светского" общения основаны на кодексе вежливости, то в основе деловых отношений лежит кодекс, основанный на принципах кооперативности. Он содержит следующие правила:

1. Правило необходимости и достаточности информации. (Говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент.)

2. Правило качества информации.

3. Правило соответствия (не отклоняйся от темы).

4. Правило стиля (выражайся ясно).

5. Правило коммуникативного этикета.

По своему значению общение многофункционально. Можно выделить пять основных функций общения.

1. Связующая роль - важнейшее условие объединения людей в процессе любой деятельности.

2. Формирующая роль. Здесь общение выступает как важнейшее условие формирования и изменения психического облика человека (особенно в ранних стадиях).

3. Подтверждающая функция. В процессе общения с другими людьми человек получает возможность как бы подтвердить себя, утвердиться в том, что он есть. Еще У. Джеймс отмечал, что для человека "не существует более чудовищного наказания, чем быть представленным в обществе самому себе и остаться абсолютно незамеченным". Это состояние человека фиксируется в понятии "неподтверждения". Причем, в отличие от отрицания, которое может быть выражено словами "Ты не прав" или "Ты плохой" и предполагает известную долю подтверждения, пусть и с негативной оценкой, неподтверждения означает "Тебя здесь нет", "Ты не существуешь".

Известный английский психиатр Р.Д. Лейнг видел в неподтверждении универсальный источник многих психических заболеваний, прежде всего - шизофрении.

Повседневный опыт человеческого общения изобилует процедурами, организованными по принципу простейшей "подтверждающей терапии": ритуалы знакомства, приветствия, именования, оказания различных знаков внимания. Они, говоря научным языком, направлены на поддерживание у человека "минимума подтвержденности".

4. Четвертая функция состоит в организации и поддержании межличностных отношений на уровне определяемых эмоциональных контактов.

5. Пятая функция общения - внутриличностная, т.е. общение человека с самим собой.

2.2 Вербальные и невербальные средства общения

1. Общение, контакт с собеседником происходит в нескольких измерениях. С одной стороны, в общении присутствует вербальный, речевой план: слова, фразы, то, что собеседники ХОТЯТ сказать друг другу (но необязательно так думают). С другой стороны, человек бессознательно выдает своим поведением истинное отношение к собеседнику, намерения, свое настроение и эмоциональное состояние. Мы рассмотрим подробнее жесты (под которыми будем подразумевать в том числе и элементы позы - например, то, как человек сидит). Владение языком жестов позволяет безошибочно "читать” собеседника и при случае самому применять средства невербальной коммуникации с целью воздействия на собеседника. Это важно как при общении с родственниками, друзьями, сексуальным партнером - так и на работе, с коллегами, начальником или клиентами. Узнав больше о том, что чувствует собеседник, по его жестам, важно выбрать правильную стратегию поведения. Жесты нетерпения:

2. Постукивание предметами или пальцами, ерзание по стулу, помахивание ногой, разглядывание часов, взгляд "мимо” Вас. Если человек сидит на краешке стула, всем телом как бы устремлен вперед, руками уперся в колени - он спешит, или ему настолько надоел разговор, что он хочет поскорее его закончить. Лучше не допустить подобной ситуации - так что не злоупотребляйте вниманием и терпением собеседника. Точно соблюдайте обговоренное время с деловым партнером и не предлагайте свое общество людям, которые в нем совершенно не нуждаются, чтобы не навлечь на себя агрессию не прослыть занудой. Жесты эмоционального дискомфорта: Собирание несуществующих ворсинок, отряхивание одежды, почесывание шеи, снимание и надевание кольца говорят о том, что партер испытывает внутреннее напряжение. Он нуждается в поддержке и совершенно не готов принимать какие бы то ни было решения. Что делать? Поделитесь собственными чувствами - пусть поймет, что Вы на одной с ним стороне ("я очень волновался перед нашей с Вами встречей"). Некоторое время ведите разговор "ни о чем" или переключитесь на менее значимую тему. Можно обсудить все, что угодно, начиная прекрасной ручки клиента или прически подруги, заканчивая погодой, газонной травкой для дачи. Однако обязательно выслушивайте ответы даже на дежурные вопросы, люди не любят чувствовать, что с ними общаются формально, не интересуясь их мнением по-настоящему. Поэтому, когда Вы обращаетесь с просьбой или предложением, либо сразу приступайте к деловой части общения, либо, задавать вопросы общего характера, поддерживайте беседу. Не бывает ничего более отталкивающего в манере некоторых людей, когда вопросы дежурные уже прозвучали, а ответы на них с полуфразы перебиваются. Жесты лжи, когда человек хочет скрыть что-либо, он бессознательно касается рукой лица - как бы "прикрывает” ладонью угол рта, или потирает нос. Однако не путайте этот жест с жестом "скуки" - когда человек опирается подбородком или щекой на руку или обе (ладони, или сложенные в кулаки). Не показывайте человеку, что Вы сомневаетесь в его словах и не пытайтесь поймать его на лжи, доказать факт лицемерия. Наоборот, повторите сказанные им слова (То есть, если я Вас правильно понял, то:), так, чтобы оставить ему путь для отступления, чтоб он мог поправить Вас. Жесты превосходства, когда Вы видите направленный на Вас указательный палец, высоко поднятый подбородок, фигуру в форме "руки в боки”, можете совершить несколько ошибок. Либо начать подыгрывать такому "важному" человеку, сутулясь, подобострастно кивая и соглашаясь с каждым его словом, либо повторять все его движения, расправить плечи, поднять подбородок (занять позицию соперничества). Оба варианта проигрышны. Эффективнее всего, встретив такого напыщенного человека, подчеркнуть его значимость, сохраняя при этом свое лицо. Например, заявить "Мне рекомендовали Вас как опытного, знающего специалиста”, или "А как бы Вы поступили на моем месте”? Задавать подобный вопрос, разумеется, надо обязательно внимательно выслушать ответ, каким бы парадоксальным он не казался Вам. Заметьте про себя, когда напряжение и напыщенность спадет с партнера. Его лицо расслабится так же, как и вся фигура, а черты лица примут более спокойное, человечное выражение. Невербальные компоненты поведения включают в себя жесты, позы, мимику, запахи, интонации и некоторые другие, более сложно считываемые. Мимика обычно легко интерпретируется интуитивно: улыбка, нахмуривание - это выражения лица, известные нам с детства. С другой стороны, мимику человек довольно часто подчиняет сознательному контролю: сдерживает насмешку, прячет страх за гримасой превосходства. Нелишне знать, однако, что, например, отведение глаз в сторону означает сомнение, колебание, неуверенность - а взгляд в потолок - воспоминание.

2.3 Приемы вербального общения

Рассказ об аналогичном поступке. Применяя этот прием, педагог вспоминает о факте, сходном по смыслу с поступком, о котором идет речь, и помогает воспитуемому самостоятельно установить аналогию этого факта со своим поведением, верно оценить его, чтобы в дальнейшем вести себя правильно. Рассказ об аналогичном поступке. Применяя этот прием, педагог вспоминает о факте, сходном по смыслу с поступком, о котором идет речь, и помогает воспитуемому самостоятельно установить аналогию этого факта со своим поведением, верно оценить его, чтобы в дальнейшем вести себя правильно.

Учитель при помощи рассказа, сказки, шутки, специально придуманной истории показывает, как выглядит с этических позиций тот или иной поступок, как надо вести себя в данной ситуации. В народной педагогике с этой целью использовались рассказы о сновидениях, легенды, пословицы, поговорки, частушки. В наши дни необходимый материал о мужестве, честности человека, его отношении к труду, товарищам можно найти в художественной литературе, в периодической печати. Опираясь на такой материал, учитель стремится, чтобы рассказ задевал молодых людей за живое, действовал не только на их сознание, но и на волю, чувства. При этом важно не столько фиксировать внимание на дурных поступках, сколько пробуждать интерес к формированию положительных качеств.

Ростовский-на-Дону техникум сельскохозяйственного машиностроения. Учащаяся К., получив несколько "двоек" по технической механике, перестала посещать занятия. Преподаватель А.М. Слизкая приехала к ней домой и узнала, что девушка, разуверившись в своих силах, уже устраивается на работу. И тогда педагог рассказала ей, что сама, когда училась в этом же техникуме несколько раз собиралась бросить учебу. Но потом сдала первую сессию, в дальнейшем успешно закончила техникум, а через несколько лет и технический вуз. И теперь гордится этим! Правильно говорят: "Чем больше препятствие, тем больше удовольствия от его преодоления". Рассказ произвел впечатление. Сейчас К. успешно закончила техникум, переписывается с любимым преподавателем.

Обращение по неизвестном адресу. И в этом приеме школьника подводят к самостоятельному сравнению его поведения с очевидным для него положительным или аморальным поступком. Но обращается при этом учитель к коллективу, не адресуясь к кому-нибудь конкретно. Расчет делается на то, что адресат сам поймет ошибочность своего поведения и сделает соответствующие выводы.

В лагере труда и отдыха один из воспитателей, узнав, что группа девушек сбежала с дежурства по кухне, не вымыв посуду, собрал на следующий день весь отряд и рассказал о конструкторе Марголине. Провинившиеся и вся группа были удивлены, когда вместо ожидаемого нагоняя услышали следующее:

"Несколько лет тому назад в столице Венесуэлы Каракасе мировой рекорд в стрельбе из пистолета установил российский стрелок Н. Калиниченко. Его моментально обступили падкие на сенсацию зарубежные журналисты. Один из них буквально выхватил из рук спортсмена незнакомый пистолет и, ощупывая его, воскликнул: "Да, для того чтобы создать такое оружие, надо самому быть хорошим стрелком, иметь твердую руку и меткий глаз".

В первый момент Калиниченко хотел рассказать о создателе пистолета, но потом решил промолчать. Дело в том, что Михаил Марголин - слепой. Как же он трудится? Прежде чем начертить деталь, он укладывает рядом с планшетом клубок ниток и булавки. Начертив линию, втыкает в ее концы булавки, а затем связывает их нитками. Ощупав чертеж, Марголин делает деталь из глины, убедившись, что она правильна, вынимает булавки и сдает чертеж в производство".

К середине рассказа на провинившихся было больно смотреть. А каково было моральное удовлетворение воспитателя, когда на следующий день, отозвав его в сторону, одна из девушек попросила ее направить на дежурство вне очереди.

"Случайное" подслушивание. Механизм этого приема заключается в том, что учитель комментирует поведение отсутствующего в данный момент школьника с уверенностью, что тому станут известны его слова. При этом целесообразно, характеризуя поведение ученика, дать ему завышенную оценку или, наоборот, отзываясь о нем, гиперболизировать его отрицательные черты, поступки с надеждой, что в первом случае он постарается доказать, что он действительно хороший, как о нем думают, а во втором - что преподаватель ошибается и он не так плох, как о нем думают. Подобная оценка не за глаза воспринимается ребенком как явный воспитательный прием и положительного результата не дает.

Как-то два учителя засиделись в школе. Время было позднее, уроки давно кончились. Тихо вошла уборщица:

А Николай-то сидит рядом в классе, развлекается с соседкой по парте. Что делать? Сказать, что пора домой уходить? Может быть вы скажете?

Николая побаивались многие в школе. Разговаривал он резко, временами даже грубо. Кроме двух-трех опытных педагогов, ни с кем не считался, учился слабо.

Преподаватели переглянулись.

Не надо ничего говорить, Анна Трофимовна, - ответил один из них. - Уберите пока, пожалуйста, в кабинете директора и канцелярии и, кивнув на тонкую перегородку, громко сказал товарищу:

Нет, не убеждайте меня. Не осилит Николай программу IX класса! И воли не хватит, и голова не та. Если бы зависело от меня, я бы сам предложил ему уйти из школы. Шансов получить среднее образование у него, пожалуй, нет.

Так говорил учитель, который работал в этом классе несколько месяцев, знал учеников плохо. Николай был убежден, что второй педагог, его классный руководитель, вступится за него, объяснит коллеге, что тот ошибается. И вдруг услышал:

Вы, безусловно, правы. Но у него есть характер. И если он будет по-настоящему работать, а не впустую тратить время, обязательно дойдет до цели!

Расчет на самолюбие ученика дал плоды. На преподавателей, чей разговор услышал, он старался не смотреть, не замечать их. Буквально стал вгрызаться в науки, впервые начал готовить домашние задания, читать рекомендованную литературу. Окончил IX класс с двумя "тройками" и как-то, уже в начале следующего года, услышал: "А что бы мы с вами делали, коллега, если бы стена между этими помещениями была капитальной? Молодец, Коля! Мы были уверены в твоих способностях и волевых качествах. Поздравляем с новым, надеемся, таким же удачным для тебя, учебным годом! Уверены, что ты и сейчас хорошо слышишь нас!"

Только после этих фраз наладились отношения Николая с учителями.

Остроумная шутка, ответ, замечание преподавателя. Видеть комическое, находить противоречия в поведении школьников - показатель зрелости педагога. Юмор позволяет безболезненно предупредить или ликвидировать самый сложный конфликт, нейтрализовать напряжение.

3. Имидж делового человека

"Для людей мало быть честным, надобно казаться таким". (А.А. Бестужев-Марлинский).

Image (англ.) - образ. Когда говорят об имидже, имеют в виду именно образ, который возникает у других людей при упоминании чьего-либо имени. Причем, под "образом" понимают не только внешний вид человека, но и образ мышления, действий, поступки и т.п., то есть имидж - это представление о человеке, мнение о нем, то, что остается в памяти после общения.

Понятие "имидж" может быть применимо не только к человеку, но и к организации, и даже к стране. Имидж фирмы зависит от вашего личного имиджа, и наоборот, имидж фирмы влияет на имидж ее сотрудников.

Значение имиджа очень велико. Когда у нас складывается мнение о другом человеке или о каком-то объекте, это сформированное в нашем сознании (или в подсознании), отношение определяет готовность действовать определенным образом. А на языке психологов такая готовность называется психологической установкой.

Мнение окружающих, которое о вас сложилось, будет определять их психологическую готовность, например, разговаривать с вами почтительно, стремиться сотрудничать, или наоборот, вообще не разговаривать с вами, игнорировать вас. Поэтому ваша задача - сформировать у них на себя соответствующую установку (определенное мнение о себе).

Имидж бывает личностный и профессиональный. Важно определиться, какой из этих двух видов имиджа для вас важнее.

Профессиональный имидж - когда человека оценивают по его профессиональным качествам ("Он настоящий профессионал" или "Специалист он так себе, средненький")

вербальный имидж деловой человек

Личностный имидж - когда про человека говорят: "Он порядочный, милый, обаятельный человек" или "Он невыносимый брюзга, грубиян, готовый любого унизить. "

У одного и того же человека могут быть оба эти имиджа в различных комбинациях (чаще один из имиджей лучше, чем другой).

Психологи рассматривают несколько различных видов имиджа: габитарный, кинетический, вербальный, средовой, овеществленный и ментальный.

Габитарный имидж - это "картинка", внешность, одежда, аксессуары, прическа… Этот вид имиджа легко поддается коррекции.

Имидж кинетический - это осанка, движение, жесты, мимика. Эти стороны человеческой личности очень трудно изменить, поэтому хороший имидж можно создать только на основе естественных черт человека. (Например, среди политиков очень качественный имидж у мэра Москвы Юрия Лужкова. Его стилисты взяли самые яркие черты личности Лужкова и усилили их. Поэтому он и выглядит так естественно).

Кинетический имидж связан с национальными традициями. Если вы работаете в шведской компании, вам придется смирить свою жестикуляцию. А если в среде итальянцев вести себя сдержанно, они будут считать вас человеком холодным, замкнутым и "себе на уме".

Не говорите слишком громко. Не говорите слишком тихо, чтобы собеседнику не приходилось подходить слишком близко. Не напрягайтесь, не говорите сдавленным голосом. Неэтично говорить слишком быстро, Ваш собеседник может не успевать следить за Вашей мыслью, тем более, что часть информации может потеряться в быстром потоке слов. Нечеткая дикция говорит о низкой самооценке. В общем, говорить надо так, чтобы собеседник вас понял.

Средовой имидж - это Ваша машина, квартира, подарки, которые Вы дарите, Ваш кабинет, семья, друзья, отдых, работа и спорт. Это социальная установка на успех. При этом надо соблюдать меру - ведь кичиться богатством даже в богатой среде считается дурным тоном.

Овеществленный имидж - предметы и вещи, которые человек сделал, продукция его фирмы.

Ментальный имидж - это Ваша нравственная позиция, общительность, верность своему слову, знания. Например, Вы говорите своему ребенку, что нужно много читать, но при этом он никогда не видел вас с книгой в руках. Кто же вам поверит?

Заключение

Я рассматривала важнейшие проблемы, имеющие непосредственное отношение к практике общения людей. Социально-психологические знания, навыки анализа ситуаций, возникающих в процессе общения, имеют огромное значение для построения эффективных отношений между людьми. С одной стороны, они помогают человеку лучше понять себя, свой внутренний мир, осознать социально-психологические аспекты своего "я": социальные установки, стереотипы, стратегии поведения и взаимодействия, стиль общения, умение эффективно слушать, контролировать свои эмоции и адекватно понимать других людей. С другой стороны, такие знания позволяют лучше понять людей, создать такую ситуацию общения с ними, индивидуально настроившись на их внутреннее психическое состояние, которая наиболее плодотворно способствовала бы их творческому развитию, давала бы чувство защищенности.

Деловые отношения складываются, в основном, в малой группе, членом которой является конкретный индивид. Окружающие его люди играют огромную роль в формировании ценностей любого человека, и знание социально-психологических законов жизни, группы, умение их анализировать - важнейшая часть жизнедеятельности личности.

Список используемой литературы

1. Золотая книга хорошего тона - "Русич", Смоленск, 1999

2. Казначевская Г.Б., Чуев И.Н. - Основы менеджмента - "Феникс", Ростов-на-Дону, 2004

3. Лавриненко В.Н. - Психология и этика делового общения - "Юнити", М., 1997

4. Рытченко Т.А., Татаркова Н.В. - Психология деловых отношений - МГУЭСИ, М., 2001

5. Масляев О. - Психология личности. - Донецк, 2004

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Закономерности и тактика делового общения. Социально-психологический анализ общения. Этикет и культура поведения делового человека. Деловой этикет. Современные взгляды на место этики в деловом общении. Этические принципы делового общения.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2006

    Формирование имиджа и профессиональной культуры делового человека. Общепринятые формы делового общения в труде менеджеров, юристов, рейтеров: беседы, совещания, собрания, переговоры, конференции, встречи. Рассмотрение форм и правил делового общения.

    контрольная работа , добавлен 29.09.2014

    Характеристики и признаки делового общения. Деловое общение как предметно-целевая деятельность, способ оптимизации и организации разных видов предметной деятельности (научной, коммерческой). Предмет делового общения, его статус среди других видов общения.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2010

    Деловое общение как необходимая часть человеческой жизни, важнейший вид отношений с другими людьми, анализ разновидностей. Общая характеристика форм выражения делового имиджа. Знакомство с основными особенностями общения в профессиональном коллективе.

    реферат , добавлен 10.12.2013

    Внешний облик, тактика общения. Деловой этикет и протокол. Этика делового общения. Понятие модели поведения. Процесс развития визитных карточек как элементов делового общения. Выбор правильной модели поведения. Создание хорошего делового имиджа.

    контрольная работа , добавлен 01.03.2016

    Сущность понятия "имидж". Соответствие одежды статусу профессии. Гармония цветов в одежде. Мимика как одна из важнейших составляющих имиджа. Способы делового общения. Главные факторы, которые влияют на формирование имиджа. Технологии создания имиджа.

    реферат , добавлен 02.02.2010

    Стереотипы об Англии и англичанах. Черты национального характера. Особенности делового общения с англичанами. Общение партнёров в неофициальной обстановке. Как вести себя в гостях у англичанина. Вербальные и невербальные особенности общения англичан.

    реферат , добавлен 09.09.2008

    Характеристика основных принципов и правил делового общения. Отличительные черты доверительных отношений в деловом партнерстве и в отношениях с потребителями. Анализ принципов делового общения в ситуациях: начальник и подчиненный, клиент и профессионал.

    реферат , добавлен 24.08.2010

    Общение как необходимое условие нормального развития человека и условие его духовного здоровья. Основы делового общения, постановка целей и решение конкретных служебных задач. Основные принципы делового общения, культура поведения в деловом общении.

    реферат , добавлен 25.04.2010

    Правила и приемы формирования положительного имиджа делового человека, связанные с речевым поведением. Вербальный имидж делового человека, как результат речевой самопрезентации. Правила подготовки публичной речи. Роль языка жестов в деловом общении.

Вербальное поведение играет важную роль в процессе общения, придает речи эмоционально-личностную окраску. Оно включает в себя интонацию, темп речи, сочетание силы и тембра голоса, ключевые фразы. Так обычный комплимент, как бы это ни казалось на первый взгляд парадоксальным, может выглядеть как оскорбление, двусмысленный намек, и как выражение нежности или признание в любви. Интонация должна быть спокойная, доброжелательная, уверенная, с понижением голоса к концу предложения. Очень важно исключить вопросительный оттенок в конце фразы.

Темп речи должен быть умеренным, но не заторможенным. Слова и фразы не сливаются, но и «рубить» их искусственно не следует. Это создает впечатление «напора» и вызывает желание возражать или оспаривать сказанное вами. Ускоренный темп речи обусловливает ощущение формального отношения к собеседнику (собеседникам).Сила и тембр голоса придают значительность и вес фразе, особенно заключительной .

Вербальный имидж формируется только через речь (устную или письменную). Если есть проблемы с речью (не все умеют достаточно четко и ясно излагать свои мысли в экспромт-речи), то здесь уместна поговорка “Слово - серебро, а молчание - золото” .

Феномен речевого воздействия связан, в первую очередь, с целевой установкой говорящего -- субъекта речевого воздействия. Быть субъектом речевого воздействия -- значит регулировать деятельность своего собеседника (не только физическую, но и интеллектуальную). При помощи речи побуждают партнера по коммуникации начать, изменить, закончить какую-либо деятельность, влияют на принятие им решений или на его представления о мире. Таким образом, анализ речевого воздействия обычно проводится с позиции одного из коммуникантов -- субъектов речевого воздействия, а в качестве объекта воздействия выступает партнер по коммуникации. «Речевое воздействие -- однонаправленное речевое действие, содержанием которого является социальное воздействие на говорящего в процессе общения».

В работе Л.Л. Федоровой выделяются следующие типы речевого воздействия:

1) социальное;

2) волеизъявление;

3) разъяснение, информирование;

4) оценочное и эмоциональное .

В соответствии с предложенной классификацией к социальному относится воздействие в таких ситуациях, когда передачи информации как таковой нет, но есть определенные социальные акты (приветствие, клятва, молитва). К волеизъявлениям отнесены речевые акты приказов, просьб, отказов, советов и т.д., то есть все речевые действия, направленные на то, чтобы объект выполнил волю говорящего. Оценочный и эмоциональный типы речевого воздействия связаны с общественными, объективно установленными морально-правовыми отношениями либо с областью межличностных субъективно-эмоциональных отношений (порицание, похвала, обвинение, оскорбление, угроза). К типу «разъяснение и информирование» автор относит объяснение, доклад, сообщение, признание .

Иной подход к типологии речевого воздействия предложен в работе Почепцова. Здесь анализируются реакции со стороны адресата:

1) изменение отношения к какому-либо объекту, изменение коннотативного значения объекта для субъекта (выражается в призывах, лозунгах, рекламе);

2) формирование общего эмоционального настроя (лирика, гипноз, политическое воззвание);

Стратегия речевого поведения охватывает всю сферу построения процесса коммуникации, когда ставится целью достижение определенных долговременных результатов. В самом общем смысле речевая стратегия включает в себя планирование процесса речевой коммуникации в зависимости от конкретных условий общения и личностей коммуникантов, а также реализацию этого плана. Иными словами, речевая стратегия представляет собой комплекс речевых действий, направленных на достижение коммуникативной цели.

Поскольку стратегии ориентированы на будущие речевые действия, связаны с прогнозированием ситуации, истоки их следует искать в мотивах, которые управляют человеческой деятельностью. В большинстве исследований речевого общения в качестве онтологической предпосылки фигурирует мысль о несамостоятельности речи, подчиненности ее целям определенной деятельности. Эта онтологическая предпосылка была разработана в общепсихологической теории деятельности А.Н. Леонтьева. В соответствии с ней в процессе речевого общения, коммуниканты, регулируя поведение друг друга, осуществляют совместную деятельность. Следовательно, речевое общение -- это такая целенаправленная активность людей, которая позволяет им организовать сотрудничество.

Для анализа речевого общения и, в частности, речевых стратегий, из теории деятельности А.Н. Леонтьева наиболее продуктивны понятия цели, мотива, действия. В упрощенном виде их соотношение может быть описано следующим образом. Действие -- это целенаправленная активность человека, то есть каждое действие имеет свою цель (нет бесцельных речевых действий). Деятельность (как совокупность действий) также имеет свою цель, которая называется мотивом .

Речевая стратегия определяет семантический, стилистический и прагматический выбор говорящего. Так, стратегия вежливости накладывает ограничения: какое семантическое содержание следует выражать, а какое-- нет; какие речевые акты уместны и какое стилистическое оформление приемлемо.

В зависимости от степени «глобальности» намерений речевые стратегии могут характеризовать конкретный разговор с конкретными целями (обратиться с просьбой, утешить и т.п.) и могут быть более общими, направленными на достижение более общих социальных целей (установление и поддержание статуса, проявление власти, подтверждение солидарности с группой и т.д.).

Занятие 1. Формирование вербального имиджа

Как утверждают специалисты, в настоящее время борьба на рынке в основном ведется не между фирмами, а между их имиджами. При общении с представителями фирмы, знакомстве с ее товарами, услугами в восприятии партнеров, хотим мы этого или не хотим, складывается определенный образ.

Вербальный имидж формируется только через речь (устную или письменную). Если есть проблемы с речью (не все умеют достаточно четко и ясно излагать свои мысли в экспромт-речи), то здесь уместна поговорка «Слово – серебро, а молчание – золото». В ряде случаев молчание действительно имеет преимущество перед речью.

Вспомните четыре техники формирования вербального имиджа при выступлении (кстати, некоторые из этих техник применимы и в других ситуациях, когда вам нужно будет говорить… или разговаривать):

· позитивнее с людьми разговаривать, а не говорить;

· необходимо учитывать личные интересы собеседников;

· не забывать при разговоре с собеседником инициировать улыбку;

· смелее преодолевать некоторые социальные табу (не явно обоснованные или архаичные запреты на определенные темы).

А также… Диагностическая роль и значение употребления некоторых достаточно распространенных в обыденной речи вводных слов и негативное их влияние на имидж человека.

Почему некоторые люди представляются «в ладошку», и как влияет на имидж фактор «четкость речи».

Кстати, есть ли у вас отклонения в темпе речи? Если есть, их надо откорректировать.

Вспомните о роли интонирования и о психологической функции пауз в речи.

Как обычно люди здороваются. Кстати, звучание собственного имени является для человека сигналом, который отвечает требованиям формирования аттракции:

· не фиксироваться в сознании собеседника;

· вызывать чувство приятного (пусть и не всегда осознаваемого настолько, чтобы об этом думать).

Назвать человека по имени – проявить интерес к его личности, а не к социальной или иной функции данного человека… Вы произнесли вслух имя Вашего собеседника, следовательно, проявили внимание к его личности , следовательно, утвердили его (в глазах) как личность , следовательно, вызвали у него (помимо его воли) положительные эмоции, следовательно, сформировали у него невольную тягу к себе .

Кстати, прием «имя собственное» – замечательное средство диагностики, или Почему вы не называете коллегу по имени.

А еще… Если кто-то плохо запоминает имена людей вообще – дело не в склерозе, а в… психологической отчужденности этого человека от людей вообще; люди – как часть окружающего мира занимают в его жизни далеко не первое место.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое «вербальный имидж»?

2. Назовите и охарактеризуйте техники формирования вербального имиджа.

3. Как на имидж делового человека влияет манера представляться?

Задание 1 Известно, что слово «здравствуйте» может быть произнесено на все лады. Попробуйте выявить свой потенциал использования приветствия. Попросите кого-нибудь послушать и «оценить» подтекст, который вы вкладываете в приветствие.

Задание 2

Произнесите одну и ту же фразу, придавая ей прямой и противоположный смысл

1. Рад вас видеть!

2. Спасибо за работу.

3. Приходите завтра.

4. Я в восторге.

5. Спасибо, мне очень приятно ваше внимание.

6. Приятно было с вами поговорить.

7. Спасибо за комплимент.

8. Очень вам признателен.

9. Ценю вашу настойчивость.

10. Мне это очень нравится.

Задание 3

Произнесите фразу с разными интонациями

1. Умница! Молодец! (с благодарностью, с восторгом, иронично, огорченно, гневно)

2. Я этого никогда не забуду (с признательностью, с обидой, с восхищением, с гневом).

3. Спасибо, как это вы догадались! (искренне, с восхищением, с осуждением).

4. Ничем не могу вам помочь (искренне, с сочувствием, давая понять бестактность просьбы).

5. Вы поняли меня? (доброжелательно, учтиво, сухо, официально, с угрозой).

6. До встречи! (тепло, нежно, холодно, сухо, решительно, резко, безразлично).

7. Это я! (радостно, торжественно, виновато, грозно, задумчиво, небрежно, таинственно).

8. Я не могу здесь оставаться (с сожалением, значительно, обиженно, неуверенно, решительно).

9. Здравствуйте! (сухо, официально, радостно, грозно, с упреком, доброжелательно, равнодушно, гневно, с восторгом). Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Из книги Стрессоустойчивый менеджер автора Альтшуллер А А

ПЕРВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО МЕТОДУ ПМТ Первое практическое занятие ПМТ. Для удобства обучения все мышцы тела разделены на пять групп: мышцы рук, ног, туловища, шеи и лица. Представьте, что вы находитесь в помещении, где висят пять больших ламп, а в углу слабо светится

Из книги Выставочный менеджмент: стратегии управления и маркетинговые коммуникации автора Филоненко Игорь

Из книги Деловое общение автора Шевчук Денис Александрович

Занятие 1. Невербальные средства коммуникации В коммуникации человек использует пять разных знаковых систем:· слова,· интонация,· тембр голоса,· жесты, пластика,· энергетический импульс.Первые три традиционно относятся к компетенции лингвистики, четвертая – к

Из книги Пять пороков команды: притчи о лидерстве автора Ленсиони Патрик

Занятие 2. Организация пространственной среды Человек всегда пытается подчинить себе окружающее его небольшое пространство и воспринимает все находящееся в этом пространстве как часть себя или свою собственность.В речевой коммуникации существует четыре зоны

Из книги Настольная книга по внутреннему аудиту. Риски и бизнес-процессы автора Крышкин Олег

Занятие 2. Самопрезентация Взять обычного человека, Дать немного Воспитания, Добавить необходимое Образование, Наделить умением соответствующего Одевания, Обучить правилам делового Общения. Четыре добродетели, Объединенные хорошими манерами И необходимым набором

Из книги Дудлинг для творческих людей [Научитесь мыслить иначе] автора Браун Санни

Занятие 1. Правила убеждения Нет ничего важнее, чем склонить слушателя на сторону оратора. Ведь люди судят гораздо чаще под влиянием душевного движения, чем сообразно с истиной. Цицерон Для создания благожелательной атмосферы общения важно, чтобы все сказанное звучало

Из книги Совершенная машина продаж. 12 проверенных стратегий эффективности бизнеса автора Холмс Чет

Занятие 2. Деловая беседа по телефону Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать. Лафатер Тест«Культура телефонного общения»В тесте даются формулировки наиболее

Из книги автора

Занятие 3. Дискуссия Кто слишком усердно убеждает, тот никого не убедит. Никола Шамфор, французский писатель-моралист Каждый деловой человек, каким бы родом деятельности он ни занимался, должен уметь компетентно и эффективно обсуждать жизненно важные проблемы,

Из книги автора

Занятие 4. Деловые переговоры Не получить того, что ты хочешь, – почти то же самое, что не получить совсем ничего. Аристотель Переговоры – специфический вид деловой коммуникации, имеющий свои правила и закономерности, использующий разнообразные пути к достижению

Из книги автора

Занятие 5. Деловые совещания Секрет удачного выбора сотрудников прост – надо находить людей, которые сами хотят делать то, что бы нам хотелось от них. Ганс Селье Деловое совещание – это общепринятая форма делового общения по обсуждению производственных вопросов и

Из книги автора

Занятие 6. Торги Нетерпеливые часто платят дорого за то, что терпеливым достается бесплатно. Французская пословица Торги – это способ продажи и закупки товаров, размещения заказов на подрядные работы путем привлечения предложений от нескольких поставщиков и

Из книги автора

Занятие 7. Презентация Не выставляй напоказ все, что имеешь, – назавтра уже никого не удивишь. Бальтасар Грасиан Под презентацией обычно понимают первое официальное представление заинтересованной аудитории некоторой еще неизвестной или малоизвестной продукции,

Из книги автора

Практическое занятие Кэтрин сразу перешла к главному.- Отлично, я вижу, у вас хорошее настроение. Прежде чем мы разъедемся по домам, необходимо сформулировать то, что я назвала бы ключевой целью года. Не вижу, почему бы нам не сделать это прямо здесь и сейчас. Кто хочет

Вербальный имидж

Мнение о руководителе формируется в том числе на основе его вербальной коммуникации. По речи, активному словарю, который использует человек, можно всего по нескольким произнесенным им фразам определить уровень его интеллекта и образования, возраст, социальный статус, принадлежность к той или иной социальной группе. Особенно большое значение имеет вербальный имидж при общении с прессой.

Большое значение для вербального имиджа имеют всевозможные оговорки, которые бывают у каждого. Иногда эти оговорки могут нанести непоправимый удар по имиджу, так как выдают скрытые, часто неосознаваемые самим человеком желания. Классический пример – когда председатель, открывая собрание, говорит: "Позвольте наше собрание считать закры... то есть открытым". При формировании вербального имиджа необходимо учитывать тезаурус и образовательный уровень слушателей: нельзя говорить так, чтобы им совсем ничего не было понятно, но в то же время не следует стараться говорить на молодежном сленге, чтобы приобрести популярность среди молодежи.

Очень важно умение правильно представиться. Невнятное представление говорит о нежелании контакта. Если на первое место ставится фамилия, подчеркивается статус говорящего, его позиция "сверху". Если сначала идет имя-отчество, говорящий создает более доброжелательную атмосферу, общение партнерского типа.

Невербальный имидж

К невербальному имиджу относится вся информация, передаваемая человеком на невербальном уровне. А так как это более древний канал, чем вербальный, бо́льшая часть этой информации воспринимается на подсознательном уровне. В исследованиях показано, что 70% всей информации передается именно через невербальный канал. Кроме того, при несовпадении вербальной и невербальной информации (так называемая "двойная ловушка") реципиент непроизвольно отдает предпочтение именно невербальной, так как интуитивно считает ее более точной и правдивой.

К видам невербальной информации относятся следующие.

1. Оптико-кинетическая система знаков – это жесты, мимика, пантомимика. Именно общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико-кинетической системы знаков придает общению нюансы. Нужно помнить, что в различных культурах эти нюансы могут быть неоднозначными. Изучением этой сферы невербального общения занимается наука кине- сика.

Имидж, формируемый на основе данной системы знаков, называют кинетическим имиджем. Чаще всего это информация, движущаяся по каналу "подсознание – подсознание", т.е. не осознаваемая ни индуктором, ни реципиентом.

Для того чтобы вызвать доверие и симпатию у слушателей, необходимо придерживаться открытой позы (не скрещивая руки или ноги). Концы носков показывают направление желаемого передвижения, поэтому если вы сидите, положив ногу на ногу и носок вашей ноги повернут в сторону двери, вы тем самым демонстрируете желание поскорее уйти.

Наклон головы несет значимую информацию: так, наклон головы вперед со взглядом из-под бровей воспринимается как агрессия, вызывает у слушателей нервно-психическое напряжение и блокирует познавательные процессы, может вызвать даже ответную агрессию. Голова, откинутая чуть назад, демонстрирует пренебрежение к собеседнику, позицию свысока. В ситуации слушания оптимальна "голова внимающего" – с небольшим наклоном набок. Имеет значение и поворот головы в сторону собеседника, демонстрирующий интерес, внимание. Важной имиджформирующей информацией является улыбка, однако она должна использоваться дозированно: в момент обращения к собеседнику, в момент его обращения к вам лично, в начальной и заключительной части встречи как знак позитивного отношения. Постоянно улыбающийся руководитель выглядит несерьезно.

  • 2. Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков, несомненно, являются дополнением к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система – это качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая – включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию.
  • 3. Организация пространства и времени коммуникативного процесса также несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Например, размещение партнеров лицом к лицу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему. Приход вовремя к началу встречи символизирует уважение по отношению к партнеру. Особая область исследований – проксемика – занимается изучением норм пространственной и временной организации общения.

Большое влияние на характер общения оказывает дистанция между общающимися. Выделены такие характеристики дистанции в общении, как:

  • 0–45 см – интимное общение;
  • 45–120 см – межличностное общение;
  • 120–400 см – социальное расстояние, деловое общение;
  • 400–750 см – публичное общение.

Меняя дистанцию, можно воздействовать на восприятие себя окружающими, на характер общения с ними. Расположение в пространстве также влияет на формирование имиджа: классическое расположение "руководитель во главе стола" демонстрирует приверженность авторитарному стилю общения, консерватизм; расположение за круглым столом снимает этот эффект, подчеркивает равенство общающихся.

4. Контакт глаз – также важная знаковая система, используемая в визуальном общении. Поддержание контакта глаз указывает на желание поддерживать общение, на внимание к собеседнику, искренность. Наоборот, отсутствие контакта глаз способствует прекращению контакта, вызывает ощущение неискренности, закрытости, недоверия, снижает аттракцию.

Все компоненты имиджа руководителя работают в совокупности, формируя общее позитивное или негативное отношение к нему. Следует заметить, что в сознании реципиента имидж и личность не разделяются: имидж понимается реципиентом как личность воспринимаемого. Поэтому все внешне наблюдаемые характеристики расшифровываются им в терминах личностных качеств индуктора. Важно, чтобы образ руководителя был целостным, и содержал информацию о позитивно воспринимаемых личностных качествах, а также целях, ценностях и миссии руководителя, не противоречащих целям, ценностям и миссии организации.

Что еще почитать