Житие священномученика Игнатия Богоносца, епископа Антиохийского. День памяти священномученика игнатия богоносца

Житие священномученика Игнатия Богоносца, епископа Антиохийского. День памяти священномученика игнатия богоносца

Сегодняшний день, мои дорогие братья, озарён двумя чудесными тихими светилами тверди мысленной. И хотя они оба разделены многими веками, они оба свидетельствуют об истинности и о непреложности святого Богочеловечного Евангелия Господа нашего Иисуса Христа.

02.01.2014 Трудами братии монастыря 11 196

Сегодняшний день, мои дорогие братья, озарён двумя чудесными тихими светилами тверди мысленной. И хотя они оба разделены многими веками, они оба свидетельствуют об истинности и о непреложности святого Богочеловечного Евангелия Господа нашего Иисуса Христа. Имею ввиду святого священномученика Игнатия Богоносца и святого праведного батюшку нашего Иоанна Кронштадтского, память которых мы сегодня совершали.

Святой священномученик Игнатий Богоносец жил, как вы знаете, в 1-ом веке, и по преданию он является тем отроком, которого Христос обнял, сказав своим ученикам, что, если вы не уподобитесь этому отроку, то вы не войдёте в Царство Небесное. Этот отрок вырос, и уже после вознесения он стал архиереем, епископом Антиохии. И когда пришло время, он совершил свой путь из Антиохии в Рим, где он должен был быть казнён, где он должен был принять мученическую кончину. Он оставил чудесные, абсолютно чудесные послания, которые дышат пламенным первохристианским вдохновением. И в этих посланиях он умоляет тех людей, которые предпринимали попытки умилостивить его гонителей и мучителей и добивались отмены смертной казни для него, он умоляет их этого не делать. Потому что, пишет он, душа его жаждет стать пшеницей Божией. Его душа жаждала страдать за Христа и пострадать за Христа. Такова была его любовь ко Христу. И по преданию, когда он был предан на съедение зверям, и львы сделали своё дело, в арене они оставили только его сердце. И когда разрезали это кровавое сердце, там увидели имя Христово, золотыми буквами написанное. Поэтому, он в истории церкви остался с названием Богоносец. Потому что он стал действительно Христоносцем и Богоносцем.

А второе сегодняшнее солнце – это святой Иоанн Кронштадтский, который жил почти в наше время. Он скончался в 1908 году. Он – наш соотечественник, родом из Архангельской области, из низшей благочестивой семьи родом. Но он так же всем подвигом своей жизни во Христе стал Христоносцем и Богоносцем. И как мы слышали сейчас, каким путём и священномученик Игнатий Богоносец, и святой Иоанн Кронштадтский стали одушевленными и живыми Евангелиями. Да, именно хранением заповедей Христовых. Хранением, соблюдением Евангельских заповедей. И для нас, если мы хотим уподобиться им, и это есть действительно наше единственное призвание: стать святыми, стать Христоподобными, Богоподобными, то для нас нету другого пути, как только непорочное всецелое хранение заповедей. Надо, чтобы возлюбили закон Христов даже до ненависти к себе, но и ко всему, что в этом мире, ко всему, что нас отдаляет от памяти Божией, и от всего, что нас привязывает к этой земле.

Пример батюшки Иоанна Кронштадтского действительно потрясающий. И он является свидетельством, живым свидетельством непреложности Евангелия Христова о том, что Христос сегодня и вчера и во веки тот же. И те, кто говорят, как иногда слышится, в наше время, что в наши дни это невозможно. Что это всё когда-то было, но у нас уже всё по-другому. Но пусть посрамятся примером, живым примером отца Иоанна Кронштадтского, нашего современника, который жил в очень непростые времена. Он был современником, как вы знаете, Льва Николаевича Толстого, которого он пламенно обличал, и с которым он боролся, видя зло и страшный вред, который наносило учение этого нового ересиарха Толстого душам русских людей, особенно интеллигентных. Он пережил революцию 1905 года, и он как пророк прозревал грозные и зловещие тучи, имеющие разразиться на русской земле страшной богоборческой катастрофой. Но видите, даже такой столп огненный, который достигал от земли к небесам, даже такое явление не могло отвратить катастрофу. Если вы читали его житие, то поражаешься: действительно, при жизни своей, какой славой он пользовался, как Бог его прославил. Когда он плыл по реке, то на берегах люди собирались и стояли на коленях. Но как Господь многажды говорил в Евангелии: «Имеяй ушы слышати, да слышит» (Мф. 11, 15); «имеяй очи видети, да видит». Многие, очень многие русские сердца уже не могли и не видеть, и не слышать. И катастрофа была неизбежной.

Но пусть эти светлые чудесные образы двух Богоносных мужей священномученика Игнатия Богоносца и святого батюшки Иоанна Кронштадтского нас вдохновят на подвиг хранения заповедей Христовых. Как сказано: «Ради словес Твоих аз сохраних пути жестоки» (Пс. 16, 4).

Заповеди Божии Христовы - крестные. Поэтому, когда стараемся их соблюдать, то мы и распинаемся. Наш ветхий грехолюбивый человек распинается. И среди этих заповедей есть и такая: «Аще кто... не возненавидит отца своего и матерь, и жену и чад, и братию и сестр, аще же и душу свою, не может быти Моим учеником» (Лк. 14, 26). А в другом Евангелии: «... несть Мене достоин» (Мф. 10, 37). Это значит, что для того, чтобы быть учеником Христовым и подражателем святым, мы должны возненавидеть себя. Или другими словами, возлюбить Бога даже до святой ненависти и к себе, и ко всем, кто нас отрывает от Бога, и ко всему, что нас отрывает от Христа.

Да, со Христом нету и не может быть никаких компромиссов. Поэтому, и Господь говорит, что «не мир пришел Я принести на землю, но меч» (Мф. 10, 34) – разделение, святое разделение, разделение между светом и между тьмою.

Любовь Божия такова, что она хочет нас всецело. Она хочет, чтобы мы любили всецело, абсолютно, безвозвратно. И это есть так не только на путях монашеских, где человек действительно сознательно и добровольно всего себя, всю свою жизнь, всё своё время, своё сердце, свою душу, свой ум, своё тело уже посвящает Богу, свои дни, свои ночи, всякую минуту своего бытия, всякую свою мысль, всякое биение своего сердца. Это так и в миру в браке. Так должно было быть по крайней мере. Потому что для нас Христос, только Христос и Его Божественные Евангельские заповеди являются мерилом всех вещей. Если взять брак, то только такой брак, который действительно основан на Евангельских началах, может быть духовно плодоносным.

Поэтому, давайте будем стараться подобиться этим двум нашим великим заступникам - священномученику Игнатию Богоносцу и Иоанну Кронштадтскому. Возжелаем стать Богоносными и Христоносными, чтобы в конце нашей жизни внутри нашего сердца золотыми буквами сияло вечным сиянием имя, сладчайшее имя Христово.

До Пасхи остается чуть больше недели, и Великий пост подходит к концу. В Валаамском монастыре вечером в четверг 6-й седмицы Великого поста было совершено Таинство Соборования, на котором присутствовала многочисленная братия монастыря и множество паломников. Нижний храм монастыря был полон, и все с великим благоговением семь раз, принимали помазывание от священников освященным елеем под пение братского хора монастыря: «Услыши ны, Боже, услыши ны, Владыко, услыши ны, Святый».

Великая схима – высшая ступень монашества, которой сподобляются люди, прошедшие долгий монашеский путь и возжелавшие посвятить свою жизнь исключительно молитве за весь мир, отложив всякие житейские попечения. Великий ангельский образ, как еще называют схиму, обязывает подвижника к особому жительству, к особой борьбе с самим собой и силами тьмы, к особым подвигам, чтобы стяжать чистоту души и через это приблизиться к Богу.

12 апреля 2019 г., накануне субботы 5-й седмицы Великого поста - праздника Похвалы Божией Матери (Субботы Акафиста), преосвященный епископ Троицкий Панкратий, игумен Валаамского монастыря, с братией обители совершил утреню с чтением акафиста Пресвятой Богородице перед чтимым образом Валаамской иконы Божией Матери. В субботу утром же по случаю праздника, в нижнем храме Спасо-Преображенского собора была совершена Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста.

Родом святой Игнатий был сириец (слог его посланий, написанных на греческом языке, по отзыву ученых, доказывает, что он не был природный грек). О месте и времени его рождения, о первоначальном его воспитании и дальнейших обстоятельствах жизни до мученической кончины определенных сведений нет. Название «Богоносец» (Teoforos), которое придавали ему другие, и сам он употреблял о себе в посланиях, по его собственному объяснению, означает человека, «имеющего Христа в сердце».
Он был епископом Антиохии – митрополии Сирии – величайшем после Рима городе империи, большей частью населенной жителями, говорившими на греческом языке. Здесь уверовавшие в Евангелие из язычников впервые стали называться христианами (Деян. 11; 26).
Кто был наставником Игнатия в вере христианской, об этом древние писатели говорят неодинаково. Златоуст говорит, что он воспитывался под руководством апостолов, и называет святого Игнатия вообще «общником апостолов и в речах, и в том, что неизреченно». О том, кем он был поставлен на Антиохийскую кафедру, тоже существуют разные сведения. Святой Игнатий управлял Антиохийской Церковью сорок лет. По словам Златоуста, он был образцом добродетели и явил в лице своем все достоинства епископа. Церковный историк Сократ передает, что Игнатий способствовал устройству Богослужения учреждением антифонного пения. Он пережил гонения Домициана, в котором «кормилом молитв и поста, неутомимостью в учении, ревностию духа противодействовал волнению, чтобы не потонул кто-либо из малодушных или неопытных» (Acta Mar., 1).

2. Последние дни.

Путь Игнатия Богоносца из Сирии в Рим
О последних днях жизни святого Игнатия и о его мученической кончине нам известно из «Мученических актов о святом Игнатии», написанных очевидцами. Они были спутниками святого Игнатия, сопровождавшими его из Антиохии в Рим и бывшими свидетелями его последнего подвига. По общему мнению, это были диаконы Филон и Агафопот, о которых св.Игнатий упоминает в Посланиях к Смирнянам и Филадельфийцам.
Мученическая кончина св.Игнатия последовала в царствование императора Траяна. После того, как он одержал блестящие победы над скафами, даками идругими народами, Траян решился начать гонение на Церковь. Распространение христианской веры очень беспокоило его, и он в девятый год своего царствования (106 г. по Р.Х.) издает указ, чтобы все христиане приносили жертвы идолам вместе с язычниками. Нарушителям грозила смерть. Между тем, отправившись с войсками в поход против армян и парфян, Траян (в 107 г. по Р.Х.) прибыл в Антиохию. Св.Игнатий «добровольно явился к императору, чтобы, если возможно, отклонить его от гонения на христиан или умереть мучеником за имя Христово». Он засвидетельствовал перед императором свою веру и в ответ услышал приговор: отвести Игнатия в оковах в Рим под воинскою стражею и там предать на съедение зверям для забавы народа.
Так начался крестный путь св.Игнатия – путь терпения и путь торжества и славы христианской веры и ее исповедника.
Его сопровождали десять воинов, которых он за жестокое обращение называл леопардами (Посл. к Римлянам, гл. 5). В Селевкии (недалеко от Антиохии) Игнатий сел на корабль и после долгого и опасного плавания прибыл сначала в Филадельфию, а затем в Смирну. Здесь, пользуясь относительной свободой, которую предоставлял узникам римский закон, он увиделся с Смирнским епископом Поликарпом (+ 167), учеником апостола Иоанна Богослова. Здесь же его ожидали и посланники Малоазийских церквей, который, желая выразить к нему свою любовь и уважение, прислали дары и приветствия через своих епископов, пресвитеров и диаконов. Так, Ефес отправил навстречу с Игнатием своего епископа Онисима, диакона Вурра и трех других братьев; Магнезия – епископа Дамаса, двух священников - Васса и Аполлония - и одного диакона Сотиона; Траллийцы – епископа Поливна. «В благодарность за оказанную ему любовь и для засвидетельствования истинного учения, которое он готовился запечатлеть кровью», св.Игнатий пишет отсюда послание приветствовавшим его Церквам – Ефесской, Магнезийской и Траллийской. Здесь же в Смирне он написал самое замечательное свое послание «Чистой и первенствующей в любви» Церкви Римской «Я пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтобы я сделался чистым хлебом христовым» (Посл. к Римлянам, гл. 4) – пишет св.Игнатий. Послание написано 24 августа 107 г. и отправлено с некоторыми из ефесских христиан, сопровождавших Игнатия. Они отправились в Рим кратким путем. Затем он продолжает свой путь до Троады. Здесь св.Игнатий получил радостную весть, что гонение в Антиохи утихло и Церкви возвращен мир. Отсюда прежде чем сесть на корабль, отплывающий в Неаполь (совр. Кавала в Македонии), он пишет еще три своих послания к христианам Филадельфии, Смирны и к епископу Поликарпу с просьбой отправить посланников в город, где он был епископом и о котором постоянно помнил, - дабы поздравить свою паству с обретением мира. Итак, из Троады св.Игнатий отплыл в Неаполь и потом в Филиппы. Прошедши Македонию и Эпир, он в Епидамне (или Диррахиуме) опять сел на корабль и через Адриатическое и Тиррейское море отплыл в Италию, не останавливаясь во встречавшихся на пути городах. Когда св.Игнатий увидел издали Путеолы, он хотел сойти здесь на землю, чтобы прийти в Рим тем же путем, которым шел апостол Павел. Но сильный ветер не допустил корабль до берега, и Игнатий в одни сутки прибыл в Порто (Portus Romanus). Воины спешили в Ром, чтобы поспеть к публичным зрелищам. Это были т.н. Сатурналии(Saturnalia), продолжением и заключением которых служили Sigillaria – они продолжались семь дней, начиная с 17 декабря. Св.Игнатия встретили римские христиане, полные радости и одновременно великой скорби. Некоторые надеялись уговорить народ, чтобы он отказался от кровавого зрелища – смерти праведного мужа. Но Игнатий умолял из любви к нему не делать этого и преклонивши колена вместе с присутствовавшими братьями молился о Церкви, о прекращении гонения и о сохранении взаимной любви между христианами. Немедленно он был отведен в Рим в амфитеатр, так как зрелища должны были скоро окончиться.
Мученическая кончина Игнатия Богоносца
Там он был предан голодным зверям, которые в одну минуту растерзали и съели его. Согласно желанию мученика и по смерти никого не обременять, от его тела остались только твердейшие части, которые были собраны верующими и привезены из Рима в Антиохию.
Свидетели мученичества св.Игнатия описывают эти события так: «Мы, видевшие это собственными глазами, всю ночь провели дома в слезах и с коленопреклонением и молитвою просили Господа утешить нас о случившемся. Когда потом мы немного заснули, некоторые из нас увидели, как св.Игнатий вдруг явился к нам и обнимал нас, другие видели его молящимся за нас, иные же – облитым потом, как бы после великого труда, и предстоящим Господу. С радостью увидевши это и сообразив сонное видение, мы воспели хвалу Богу, Подателю благ, ублажили святого мужа, и заметили для вас день, год (его кончины) для того, чтобы, собираясь в день его мученичества, иметь нам общение с подвижником и доблестным мучеником Христовым».
При императоре Юстиниане (+ 565) по завоевании Антиохии персидским царем Хазроем (540 г.) или при императоре Ираклии (637 г.) по взятии Аттиохии сарацинами, мощи св.Игнатия были перенесены опять в Рим и положены в церкви Святого Климента, где они находятся и теперь.
Мученическая смерть св.Игнатия, по сказанию Мученических актов, последовала 20 декабря 107 г., т.е. в 9-й год царствования Траяна при консулах Суре и Сенеционе. В этот день его память празднуется и в Православной Церкви. Католическая Церковь совершает память св.Игнатия 1 февраля, вероятно, потому, что в этот день его святые мощи были положены в Климентовской церкви в Риме.

3. Послания св.Игнатия.

а. Свидетельства.

Русская икона с изображением Игнатия Богоносца
Существует мнение, что «Игнатий если не считать папы Климента Римского, - первый вышедший из языческой среды церковный писатель, воспитанный греческими философами… Если первоначальная христианская литература целиком находилась под влиянием еврейской, то в произведениях Игнатия наследуется лишь библейский дух, написаны же они греком, для которого греческий – это язык его души, его ума и чувств, его культуры и его мысли. Игнатий берет у греков литературную форму и философские категории» 1. Хотя, еще раз повторяю, слог его посланий, написанных на греческом языке, по отзыву ученых, доказывает, что он не был природный грек.
По свидетельству Мученических актов о святом Игнатии, «он в возмездие Церквам, встретившим и приветствовавшим его, через своих предстоятелей, отправил к ним благодарственное послание, источающее вместе с мольбою и увещанием духовную благодать». Но описатели его мученичества не говорят, сколько и к каким Церквам написаны его послания; только Послание к Римлянам они прямо называют и вполне приводят в своих записках. Св.Поликарп (+ 168) в своем Послании к Филиппийцам говорит о многих посланиях Игнатия, указывая, в том числе, и на Послание к нему самому. Он пишет: «Послания Игнатия, присланные к нам от него и другие, сколько их есть у нас, мы отправили вам по вашему требованию вместе с сим моим письмом; вы можете почерпнуть из них большую пользу, потому что они содержат в себе веру, терпение и всякое назидание в Господе нашем» 2. Ученик Поликарпа св.Ириней Лионский (+ 202), который удостоверяет о его Послании к Филиппийцам, свидетельствует об осуждении Игнатия на съедение зверям и приводит его слова из Послания к Римлянам: «Я пшеница Божия и измелют меня зубы зверей, чтобы стать чистым хлебом» (3).
Свидетельства и цитаты из Посланий св.Игнатия находим у Оригена, Евсевия, Иеронима, св.Афанасия Александрийского, св.Иоанна Златоуста и блаж.Феодорита. Евсевий свидетельствует о путешествии св.Игнатия в Рим и довольно подробно упоминает о семи посланиях, написанных им на пути.
Подлинность посланий Игнатия, несомненная для христианских писателей древности, возбуждала против себя сомнения и возражения с самого начала их опубликования в печати в XV веке.
Новая фаза отношения к посланиям св.Игнатия наступила в 1845 г., когда английский ученый Вильям Кюртон издал древний сирийский перевод посланий Игнатия к Поликарпу, к Ефессянам и к Римлянам. Англичанин Генрих Таттам, знаток коптского языка, нашел в Египте, в одном из Нитрийских монастырей древний, написанный в первой половине VI в., Кодекс, содержавший сирийский перевод Послания св.Игнатия к Поликарпу. В 1842 г. Таттам приобрел в Египте еще один древний (VI или VII в.) сирийский перевод трех посланий св.Игнатия – к Ефессянам, к Римлянам и к Поликарпу. По мнению некоторых западных ученых, сирийский текст есть не что иное, как сокращение посланий Игнатия, сделанное монахом или кем-либо другим с целью назидания.
Послание Игнатия, как по сирийскому тексту, так и по греческому, сходны между собой в главных пунктах – православного учения о Лице Господа Иисуса Христа. Равным образом одинаково присутствуют указания на лжеучения, которых должно остерегаться, те же увещания к единению церковному, к послушанию епископу с пресвитерами и диаконами, тоже учение о епископе как видимой главе поместной Церкви, представляющим ее единство в вере, любви, без которого ничего не должно делать в Церкви.

б. Темы посланий.

Свв. Дионисий Ареопагит и Игнатий Богоносец
Время, в которое св.Игнатий писал свои послания, было очень сложным для Церкви. Это был критический момент. Один из западных ученых характеризует его так: «хотя апостолы умерли один за другим, отсвет их авторитета все еще падает на те земли, которые они привели ко Христу. Церковь растет и развивается, несмотря на гонения. Складывается ее структура и иерархия… Рост Церкви вызывает к жизни разного рода трудности» 4.
Послания св.Игнатия, за исключением Послания к Римлянам, направлены против современных ему лжеучений – с одной стороны иудействующих, считавших христианство только дополнением к иудейской религии и с слепой привязанностью к Ветхозаветному закону, соединявших уничижительное понятие о Иисусе Христе и Евангелии, а с другой – докетов, односторонне понимавших Божество Спасителя Иисуса Христа, не признававших в Нем ничего человеческого, отрицавших действительность Его Воплощения, Страданий и Воскресения. Поэтому можно выделить две основные темы посланий - это как бы меры предосторожности от впадения в ереси: 1) удаление от еретиков, от общения с ними и 2) единение церковное, единение вокруг епископа как видимого представителя Невидимой Главы Церкви и Богоучрежденной иерархии, с обязательным повиновением. Это создавало ту крепкую общину, соединенную в истинной вере и любви, которая могла противостоять, с одной стороны, гонениям языческого государства, а с другой – ересям, все более старавшимся разрушить церковный организм «изнутри». Поэтому св.Игнатий порой даже в резких, на первый взгляд, выражениях отзывался о носителях заразы лжеучения, называя их даже безбожниками.
«Некоторые имеют обычай, – пишет он к Ефессянам, – коварно носить имя христиан, между тем делают дела недостойные Бога: от них вам должно убегать, как от диких зверей; ибо это бешеные псы изподтишка кусающие» (Послание к Ефессянам, гл.7).
«Умоляю вас не я, но любовь Иисуса Христа, питайтесь одной христианскою пищею от чуждого растения, какова ересь, отвращайтесь: к яду своего учения еретики примешивают Имя Иисуса Христа, чем и приобретают к себе доверие: но они подают смертоносную отраву в подслащенном вине. Не знающий охотно принимает ее, и вместе с пагубным удовольствием принимает смерть» (Послание к Траллийцам, гл. 6).
«Не обольщайтесь, братия моя! Растлевающие домы Царствия Божия не наследуют. Но если делающие это в отношении к плоти подвергаются смерти, то не гораздо ли более, - если кто злым учением растлевает веру Божию, за которую Иисус Христос распят? Такой человек, как скверный, пойдет в неугасимый огонь, равно как и тот, кто его слушает» (Послание к Ефессянам, гл. 16).
Но кроме общих выражений и предостережения, он высказывает и истинное учение Церкви, дабы еще раз утвердить в нем верных. Так, полемизируя с иудействующими, св.Игнатий пишет: «Нелепо призывать Иисуса Христа, а жить по-иудейски» (Послание к Магнезийцам, гл. 10). «Ибо если мы доселе еще живем по закону иудейскому, то через это открыто признаемся, что мы не получили благодати» (Послание к Магнезийцам,
гл. 8).
Выступая против докетизма, он говорит: «Поэтому не слушайте, когда кто будет говорить вам не об Иисусе Христе, Который произошел из рода Давидова от Марии, истинно родился, ел и пил, истинно был осужден при Понтии Пилате, истинно был распят и умер, в виду небесных и земных и преисподних, - Который истинно Воскрес из мертвых, так как Его Воскресил Отец Его, Который подобным образом воскресит и нас, верующих во Иисуса Христа, ибо без Него мы не имеем истинной жизни. А если иные, как некоторые безбожники, т.е. неверующие, говорят, что Он страдал только призрачно, - сами они призрак, - то зачем же я в узах? Зачем я пламенно желаю бороться с зверями? Зачем, я напрасно умираю? Значит, я говорю ложь о Господе?» (Тралл., 9). Впрочем, он не говорит, что так мыслят в Ассийских Церквах, а лишь предупреждает об опасности: «Это пишу вам, возлюбленные мои, не потому, чтобы признавал некоторых из вас таковыми, но, как самый меньший из вас хочу предостеречь, чтобы вы не впали в сети суетного учения, а вполне были уверены о Рождении и Страдании и Воскресении, бывшем во время игемонства Понтия Пилата, что они истинно и несомненно совершены Иисусом Христом – надеждою вашею, от которой отпасть не дай Бог никому из вас» (Магнез. 11). Впрочем, он не говорит, что так мыслят в Ассийских Церквах, а лишь предупреждает.
Всем этим лжеучениям св.Игнатий противопоставляет единство Церкви в вере и любви, единство в молитве, единство в видимой главе поместной Церкви – епископе, которое выражается в повиновении епископу иерархии, и еще глубже – единство в Евхаристии. «Почитайте диаконов, как заповедь Иисуса Христа, а епископа – как Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же как собрание Божие, как сонм апостолов. Без них нет Церкви» (Тралл. 3). «Епископ председательствует на место Бога, пресвитеры занимают место собора апостолов, и диаконам, сладчайшим мне, вверено служение Иисуса Христа, Который был прежде век у Отца, и наконец явился видимо… будьте в единении с епископом и предсидящими, во образ и учение нетления» (Магнез. 6). «Ибо когда вы повинуетесь епископу как Иисусу Христу, тогда, мне кажется, вы живете не по человеческому обычаю, а по образу Иисуса Христа, Который умер за вас, чтобы вы, уверовав в смерть Его, избежали смерти. Посему необходимо, как вы и поступаете, ничего не делать без епископа. Повинуйтесь также и пресвитерству, как апостолам Иисуса Христа – надежды нашей, в Котором дай Бог жить нам. И диаконам, служителям Таинств Иисуса Христа, все должны всячески угождать, ибо они не служители яств и питий, но слуги Церкви Божией» (Тралл. 2). «Ничего не делайте без епископа и пресвитеров; и не думайте, чтобы вышло что-либо похвальное у вас, если будете делать это сами по себе; но в общем собрании да будет одна молитва, одно прошение, один ум, одна надежда в любви и радости непорочной» (Магнез. 6, 7). «Старайтесь иметь одну Евхаристию. Ибо одна плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна Чаша в единении Крови Его, один жертвенник и один епископ с пресвитерами и диаконами» (Фил. 4). « Итак, старайтесь чаще собираться для Евхаристии и славословия Бога. Ибо если вы часто собираетесь вместе, то низлагаются силы сатаны, и единомыслием вашей веры разрушаются гибельные его дела. Нет ничего лучше мира, ибо им уничтожается всякая брань небесных и земных духов» (Ефес. 13).
Высочайший образ единения св.Игнатий представляет в Самом Боге: «Бог обещает нам единение, которое есть Сам Он» (Трал. 11).

(Составлено по материалам книги «Писания мужей апостольских». – Рига, 1994).

Тропарь священномученику Игнатию Богоносцу, глас 4:

Апостольских нравов подражателю / и престола их снаследниче, / архиереев удобрение / и мучеников славо, Богодухновенне, / на огнь, и меч, и звери дерзнул еси веры ради / и, слово истины исправляя, / до крове пострадал еси, священномучениче Игнатие, / моли Христа Бога / спастися душам нашим.

ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО СВТ.ИОАННА ЗЛАТОУСТА СЩМЧ.ИГНАТИЮ БОГОНОСЦУ ВЫ МОЖЕТЕ ПРОЧИТАТЬ,

Библиотека “Халкидон”

___________________

Священномученик Игнатий Богоносец

Память священномученика Игнатия Богоносца, епископа Антиохийского празднуется Православной Церковью 29 января/11 февраля и 20 декабря/2 января

(2 января) Святая Церковь отмечает 1900-летие со дня преставления священномученика Игнатия Богоносца . Святой Игнатий, грек по происхождению, родился в Антиохии. По преданию, еще отроком он вместе со своими родителями внимал Божественным словам Спасителя. Отвечавший на вопрос учеников, кто больше в Царствии Небесном, Господь Иисус Христос призвал к Себе мальчика Игнатия и, взяв его на руки, сказал: “Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное” (Мф. 18, 1-3}. Любивший Бога святой Игнатий постоянно предстоял Ему, получив дар именоваться Богоносцем. Сам же святой Игнатий называл богоносцем всякого человека, “имеющего Христа в сердце своем".

Церковный историк Евсевий Памфил пишет, что

будущий святитель вместе со святыми Поликарпом Смирнским и Папием Иерапольским был учеником апостола Иоанна Богослова. Святитель Иоанн Златоуст отмечает, что священномученик Игнатий "воспитывался под руководством святых апостолов, неразлучно находясь при них, и был их соучеником во всем, почерпнув из недр их обильные струи”. Духовное апостольское водительство воспитало в святом Игнатии то мужество и ту ревность о Христовой Истине, которыми он прославился в сане епископа на Антиохийской кафедре . Хиротония святого Игнатия была совершена апостолом Петром одновременно с хиротонией святого Евода, апостола от 70-ти. Первый был поставлен над обращенными иудеями, второй - над бывшими язычниками. После смерти святителя Евода Игнатий вступил в полное управление Антиохийской Церковью. Целомудрие, кроткий и тихий нрав, поистине “апостольская ревность” о Церкви еще при жизни прославили имя святого. Все восточные епископы питали к нему огромное уважение и любовь, слово его было защитой против еретических соблазнов. Святитель Игнатий, сподобившийся видеть поющие ангельские лики , ввел в Антиохийской Церкви антифонное пение, украсив таким образом Божественную службу.

В 81 году, во время гонений императора Домициана

(81-96), святитель показал себя деятельным и твердым вождем стада Христова, ободряя и молясь за малодушных. Видя добрый пример в лице своего пастыря, христиане укреплялись в вере и благочестии, многие язычники принимали святое Крещение, а еретики возвращались в лоно Церкви.

Принять мученическую кончину святой сподобился при гонениях императора Траяна (98-117). После

победы над скифами император повелел повсюду воздавать благодарения языческим идолам. В 106 году , отправляясь в поход против персов, Траян остановился в Антиохии, где ему сразу же донесли о знаменитом святителе, проповеднике Слова Божия. Призвав святого Игнатия, Траян пытался то лестью, то угрозами склонить его подчиниться царскому указу и принести жертвы языческим божествам . "Не временных ищу благ, - отвечал святой, - но единых и вечных, чтобы прийти ко Христу, Богу моему, принявшему за меня смерть" . Святитель Игнатий пытался убедить Траяна, что идолопоклонство делает людей нечестивыми и вдохновляет на пагубные дела. Траян приказал заточить святителя в темницу и наутро объявил приговор: бросить святого на растерзание львам, причем не в Антиохии, а в Риме, чтобы не давать местным христианам мученического примера. Возблагодарив Бога за Его великие милости и вручив Ему свою паству, святитель Игнатий, сопровождаемый воинами и несколькими особенно преданными ему христианами, отправился в путь. Замысел Траяна не оправдался. Шествие святого Игнатия в железных оковах через Малую Азию и Македонию к месту казни показало образец истинной веры и готовности принять муки за нее. Святитель пользовался малейшей возможностью, чтобы проповедовать христианам, стекавшимся из близлежащих городов к местам остановки узника.

В Риме святитель Игнатий был встречен плачущими

христианами, предлагавшими освободить его. Святитель , исполненный веры и желания пострадать за Христа, просил не искать путей к его освобождению и лишь усердно молиться о внешнем и внутреннем мире Церкви. 20 декабря 107 года, в день языческого праздника, святого Игнатия вывели на казнь. Дошедшее до нас предание повествует, что, идя на смерть, святой Игнатий непрерывно повторял Имя Иисуса Христа. После казни, среди обглоданных львами костей, было найдено нетронутым сердце святителя. Разрезав сердце, язычники с изумлением увидели, что в нем было начертано золотыми буквами: "Иисус Христос”.

В ночь после своей кончины святитель явился многим христианам в видениях

, утешая скорбящих и молясь о Церкви . Честные останки священномученика были собраны христианами и с пением псалмов положены во гроб в окрестностях Рима. Император Траян, узнав о мужественной кончине святого, раскаялся и прекратил гонение.

В 108 году мощи священномученика Игнатия были

перенесены и положены в предместье Антиохии, за Дафийскими воротами. Второе перенесение, которое празднуется Православной Церковью 29 января, было совершено в 438 году. Император Феодосий II (408-450), освятив древнейший языческий храм Фортуны в честь святого Игнатия, приказал перенести его мощи в Антиохию . После взятия города персами мощи святого Игнатия были возвращены в Рим и положены в храме в честь священномученика Папы Климента в 540 году (по другим источникам, в 637 году).

Текст приводится по изданию: Православный церковный календарь. 2007. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. С. 22-23.

Апостольских нравов подражателю/ и престола их снаследниче,/ архиереев удобрение/ и мучеников славо, богодухновенне,/ на огнь, и меч, и звери дерзнул еси веры ради/ и, слово истины исправляя, до крове пострадал еси,/ священномучениче Игнатие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

«Внимайте епископу, дабы и Бог внимал вам… Крещение пусть остается с вами, как щит; вера - как шлем; любовь - как копье; терпение - как полное вооружение».
Священномученик Игнатий Богоносец.

Священномученик Игнатий Богоносец

Житие святого

Игнатий Богоносец (греч. Ιγνάτιος ο Θεοφόρος, Игнатий Антиохийский, греч. Ιγνάτιος Αντιοχείας; 20 декабря 107, Рим) - муж апостольский, священномученик Древней Церкви, третий епископ Антиохийский после апостола Петра и Евода, ученик Иоанна Богослова; на Антиохийской кафедре предположительно с 68 года.
Родился, вероятно, в Антиохии. Иероним Стридонский называет Игнатия Богоносца учеником Иоанна Богослова. Сведения о Игнатии содержатся в Церковной истории Евсевия Кесарийского (IV). Согласно Евсевию, Игнатий был сослан в Рим, где пострадал за Христа 20 декабря 107 года в период правления Римского Императора Траяна (98 - 117), будучи брошен львам на арене.

Священномученик Игнатий со львами

Почему святого называли Богоносцем

Прозвище, по одной из версий предания, получил от того, что Иисус брал Игнатия-ребёнка на руки, о чём повествует Евангелие от Матфея (18:2-5); по другой, значит «носитель Божественного духа».
Известен как предполагаемый автор семи дошедших до нас посланий, которые он написал во время своего путешествия под стражей в Рим. Пять из них были направлены христианским общинам Эфеса, Магнезии, Траллии, Филадельфии и Смирны, пославших своих представителей приветствовать исповедника, проезжавшего по их территории, и получить его благословение. Одно из посланий обращено к Поликарпу, епископу Смирнскому, а седьмое - к христианской общине Рима.


О жизни и деятельности Игнатия нам известно немногое. Игнатий был первым крупным христианским писателем нееврейского происхождения и из нееврейской среды. Предполагают, что он был сирийцем - на том основании, что греческий язык его посланий несовершенен. Исходя из содержания посланий, можно считать его первым послеапостольским автором, не укорененным в ветхозаветной традиции. Евсевий Кесарийский сообщает, что Игнатий был вторым епископом Антиохии после апостола Петра и преемником Еводия; Феодорит же утверждает, что он был преемником самого апостола Петра. Некоторые авторы высказывают предположение, что Еводий и Игнатий были одновременно епископами в Антиохии: Еводий был поставлен для иудеев, а Игнатий - для христиан из язычников. Св. Иоанн Златоуст называет Игнатия «образцом добродетелей, явившим в лице своем все достоинства епископа».

Мученичество

Мученические акты (протоколы допроса и приговор) св. Игнатия - позднего происхождения (IV и V век). Они были изданы Руинартом в 1689 году (Martirium Colbertinum) и Дресселем в 1857 году (Martirium Vaticanum). В них сообщается дата смерти Игнатия - 20 декабря (год не указан). В этот день (по юлианскому календарю) и совершается его память в Восточной Церкви; Западная Церковь с 1969 года совершает память его мученической кончины 17 октября, по указаниям восточного мартиролога (IV век) в его сирийской версии.

Перенесение мощей священномученика Игнатия

Также, 29 января (по юлианскому календарю) празднуется пренесение его мощей: мощи Игнатия были перенесены из Рима в Антиохию в 107 или 108 году. Сначала мощи пребывали в предградии, а в 438 перенесены в саму Антиохию. По взятии Антиохии персами пренесены в Рим в 540 или 637 году в церковь Св. Климента.После того как святой священномученик Игнатий, по повелению императора Траяна (98 - 117), был в Риме брошен на растерзание зверям и скончался в 107 году, христиане собрали его кости и хранили в Риме. В 108 году их перенесли в предместье города Антиохии. Второе перенесение - в самый город Антиохию - совершено было в 438 году. После взятия города Антиохии персами мощи священномученика были возвращены в Рим и положены в храме в честь святого священномученика папы Климента в 540 году (по другим источникам, в 637 году). Священномученик Игнатий ввел в церковное Богослужение антифонное пение. Он оставил семь архипастырских посланий, в которых наставлял в вере, любви и добрых делах, призывал хранить единство веры и остерегаться еретиков, завещал повиноваться епископам и чтить их, «смотря на епископа как на Самого Христа».

История раскрасила февраль особыми календарными цветами. День святого Валентина и 23 февраля -- наиболее заметные языческие праздники этого времени (языческие не значит плохие, «поганые»; языческие -- это народные, коммерческие, государственные, но и не более того, не выше). Церковный знак февраля -- Сретение, по-русски -- Встреча: Младенца-Спасителя на сороковой день после Рождества встречают Симеон Богоприимец и пророчица Анна. В ветхозаветный Храм вступает вочеловечившийся Бог, Ветхий Завет встречается с Новым. Однако свести весь церковный календарь к двунадесятым праздникам будет нестерпимым обеднением. Каждый из 365 дней в году посвящен памяти какого-то события или святого человека. Эти «будничные» праздники часто проходят незамеченными -- а жаль!

В 107 году из Рима в Антиохию были перенесены мощи святого Игнатия Богоносца. До сих пор, вот уже 19 столетий, Церковь вспоминает об этом событии каждый год 11 февраля (29 января по старому стилю). Святых, живших в столь древние времена (родился будущий священномученик в середине первого столетия), мы знаем совсем немного. А вот об Игнатии Богоносце до нас дошли не только устные свидетельства, но и его собственные письма, что и вовсе исключительная редкость. Для сравнения: Апокалипсис Иоанна Богослова был написан, вероятно, лишь десятью годами раньше.

Святой Игнатий был епископом города Антиохии. В 107 году, в царствование императора Траяна, его арестовали и по этапу отправили в Рим, где он принял мученическую кончину на арене цирка -- его растерзали дикие звери. По дороге в Рим антиохийский епископ, уже предвидя скорый исход, написал несколько (нам известно пять) писем малоазийским Церквям, прощаясь с ними и передавая последние наставления. Еще одно письмо адресовано римлянам, и одно -- лично Поликарпу, тогдашнему епископу Смирны.

Где сейчас эти малоазийские Церкви? Эфес, Смирна, Фиатир, Лаодикия, Магнезия… Им писал и апостол Павел (проповедь которого в Антиохии, должно быть, слышал и Игнатий Богоносец, тогда еще не епископ), к ним обращался Иоанн Богослов (помните, «и ангелу Лаодикийской церкви напиши»?). Эти христианские общины находились на территории современной Турции. От Эфеса остались одни развалины, теперь там музей; Смирна называется Измир -- это крупный современный город; а вот окрестности древней Лаодикии и до сего дня привлекают массы людей -- тысячи туристов ежедневно приезжают сюда полюбоваться белоснежными скалами Памук-Кале. Христиан в турецких поселениях практически нет, а местные жители даже не очень-то понимают, чем замечательны их города. Но в те далекие времена здесь были крупнейшие общины новой религии (со времени распятия и воскресения Христа не прошло и 80 лет). Им-то и писал находящийся в узах епископ Игнатий, как около 40 лет ранее -- заключенный под стражу апостол Павел.

Послания Игнатия Богоносца -- настоящие жемчужины первохристианской письменности. Стиль их прост -- ни высокой риторики, ни философских изысков. Специалисты говорят, что даже с точки зрения греческого языка творения Игнатия не вполне безупречны -- все-таки епископ был сирийцем и едва ли получил основательное образование. Но дело вовсе не в этом: наставления священномученика -- это все то самое ценное, что передавал своим братьям святой, достигший высочайшей духовной жизни. Мученичество за Христа было ступенью, с которой весь предыдущий жизненный опыт представлялся ему несовершенным. «Теперь только начинаю учиться», -- пишет Игнатий, долгое время возглавлявший крупнейшую христианскую общину того времени.

В Церкви еще не было развитой системы канонического права и сложного иерархического соподчинения, но антиохийский архипастырь нашел слова, которые выражают самую суть еще не изданных канонов: «Посему необходимо ничего не делать без епископа. Повинуйтесь также и пресвитерству как апостолам Иисуса Христа -- надежде вашей, в Котором дай Бог жить нам. И диаконам, служителям таинств Иисуса Христа, все должны всячески угождать, ибо они не служители яств и питий, но слуги Церкви Божией, поэтому-то и им должно беречься от нареканий как от огня».

Кое-где среди верующих начинались неурядицы и раздоры, святитель указывает на корень разделения -- нарушение литургического единства: «Итак, старайтесь иметь одну Евхаристию. Ибо одна Плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в единении Крови Его, один жертвенник, как и один епископ…»; «Не думайте, чтобы вышло что-либо похвальное у вас, если будете это делать сами по себе; но в общем собрании да будет у вас одна молитва, одно прощение, один ум, одна надежда в любви и в радости непорочной. Един Иисус Христос, и лучше Его нет ничего. Поэтому все вы составляете из себя как бы один храм Божий, как бы один жертвенник, как одного Иисуса Христа, Который изшел от Единого Отца и в Едином пребывает, и к Нему Единому отшел».

С особой силой обличает он еретиков-докетов, которые говорили, что страдания Спасителя были только кажущимися, это была только видимость, не может ведь Бог страдать… «Все это Он претерпел ради нас, чтобы мы спаслись; и пострадал истинно и воскресил Себя, а не так, как говорят некоторые неверующие, будто Он пострадал призрачно. Сами они призрак, и как умствуют они, так и случится с ними -- бестелесными, подобными злым духам. Ибо я знаю и верую, что Он и по воскресении Своем был и есть во плоти. И когда он пришел к бывшим с Петром, то сказал им “Возьмите, осяжите Меня и посмотрите, что Я не дух бестелесный”. Они тотчас прикоснулись к Нему и уверовали, убедившись Его плотию и духом. Посему-то они и смерть презирали, и явились выше смерти… Если же Господь наш совершил это призрачно, то и я ношу узы только призрачно. И для чего же я сам себя предал на смерть, в огонь, на меч, на растерзание зверям?»

Смело и ясно пишет Игнатий о высоких догматах, смело наставляет заблудших, смело указывает, как нужно поступать. Это та смелость, которая рождается от пламенной веры, от ясного зрения -- не на ощупь, не в потемках, а напрямую, к цели. Цель же одна: «Ни видимое, ни невидимое, ничто не удержит меня придти к Иисусу Христу. Огонь и крест, толпы зверей, рассечения, расторжения, раздробления костей, отсечение членов, сокрушение всего тела, лютые муки диавола придут на меня, -- только бы достигнуть мне Христа».

Непривычна и неожиданна для современного «неуверенного» христианина прямо-таки жажда страданий, мученичества. Игнатий всячески увещевает римских христиан не ходатайствовать за него перед властями, не лишать его возможности пострадать вместе со Христом. «Умоляю вас: не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищею зверей и посредством их достигнуть Бога. Я пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтоб я сделался чистым хлебом Христовым. Лучше приласкайте этих зверей, чтоб они сделались гробом моим и ничего не оставили от моего тела, дабы по смерти не быть мне кому-либо в тягость».

Несомненно, в жизни святого епископа было много славного и поучительного и до прощальных писем. Но для нас его образ остается в этой единственной сцене: епископ прощается со своей паствой, со своими детьми -- и дальше под конвоем десяти воинов, терпя насмешки и издевательства, в последний путь. В Рим, по этапу.

Почему святого Игнатия называют Богоносцем? Для многих толкователей -- и древних, и новых -- это оставалось не до конца понятным. Объясняли по-разному. Кто-то говорил, что Игнатия еще ребенком приносили ко Христу, и Спаситель брал его на руки. Другие утверждали, что, когда тело мученика рассекли мечом, увидели, что в сердце его было написано золотыми буквами «Иисус Христос». В буквализме этого предания, вероятно, нашло отражение представление о запечатленности имени Христова в душе и жизни верных христиан. Сам же Игнатий называет Богоносцами верных христиан, которые «Иисуса Христа имеют в себе». «Вера ваша влечет вас на высоту, а любовь служит путем, возводящим к Богу, -- пишет он эфесянам. -- Потому все вы спутники друг другу. Богоносцы и Храмоносцы, святоносцы, во всем украшенные заповедями Иисуса Христа. От того-то я и радуюсь тому, что удостоился письменно беседовать с вами и разделить с вами радость мою, что вы, как свойственно другой жизни, ничего не любите, кроме одного Бога». Порадуемся и мы, имеющие сегодня чудесную возможность читать подлинные письма великого архипастыря древности -- в книге ли, в интернете ли, -- размышляя над его словами и черпая из них чистейшее учение о вечной жизни.

Что еще почитать